Вставка 1
Конкуренция регионов в условиях глобализации
(по материалам Института «Евроград»)
Понятие территориальной конкуренции базируется на теории конкуренции
предприятий, понимаемой как соревнование между предприятиями,
которые поставляют товары на один и тот же рынок. В этих терминах
конкуренцию территорий в целом можно определить как соревнование
между регионами и городами в их стремлении «завоевать» различные
группы потребителей местных ресурсов и условий жизнедеятельности.
При этом разноплановые интересы целевых групп в сочетании с особенностями
потенциалов конкретных регионов обусловливают многогранность и
особую сложность определения и оценки конкурентных возможностей
и путей их приращения.
В то же время во всём мире конкуренция регионов возрастает, и
адекватной реакцией на эти процессы со стороны региональных властей
могут быть только усилия, направленные на разработку методов достижения
и сохранения конкурентных преимуществ на основе диверсификации
функций региона для всех целевых групп.
Процесс усиления конкуренции между регионами и городами всех
уровней определяется в первую очередь глобализацией экономического
развития, которая имеет далеко идущие последствия не только для
сферы мировой экономики. Многими исследователями отмечается, что
политическая, экономическая и социальная системы, гражданские
права, законы наряду с национальными культурами серьёзно подвержены
процессам глобализации и обостряющейся конкуренции. Города и регионы
также не в последнюю очередь ощущают на себе огромное влияние
глобализации. Причина этого состоит в том, что в конечном итоге
предприниматели и компании вместе с заинтересованными учреждениями
занимают своё место в тех странах и регионах, где условия наиболее
благоприятствуют их бизнесу. То же верно и для мобильности населения/рабочей
силы, особенно для высокообразованных людей или тех, кто хочет
эффективно вложить имеющийся капитал. Таким образом, усиливается
конкуренция между государствами, регионами и городами. Она включает
в себя соревнование между их политической, законодательной, экономической,
социальной, экологической и культурной системами и стратегиями.
И успехи территорий во всех этих сферах определяют их силу и конкурентоспособность.
В то же время на возрастание состязательности территорий влияет
не только процесс глобализации, но и многие другие процессы, характерные
для современного мира: научно-технический прогресс, информатизация,
возрастание экологических стандартов жизни, усиление мобильности
людей и капитала.
Конкуренция во всех областях деятельности является фактором активизации
и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов, воли, интеллекта
достижения определённых целей. Обобщенной целью территориального
развития сегодня все чаще провозглашается его устойчивость; в
состав данного понятия «Стамбульская декларация по населённым
пунктам» и «Повестка дня Хабитат» включают более 10 экономических,
социальных и экологических требований, которые можно считать теоретической
базой оценки конкурентной силы регионов. Добиться высоких стандартов
устойчивого регионального развития городов можно двумя путями:
на основе внешней поддержки и перераспределения средств централизованных
источников между территориями и на основе мобилизации внутренних
ресурсов. Второй путь ещё мало изучен и используется недостаточно.
Так, для значительного и быстрого подъёма экономики и роста конкурентоспособности
новых земель Германии после её объединения в основном используется
первый путь, когда на основе «налога солидарности» и других механизмов
происходит перераспределение средств и ресурсов. В СССР на протяжении
нескольких десятилетий также был предпочтительным способ централизованного
регулирования развития регионов и городов. Инициативы и активность
в проведении самостоятельной региональной структурной политики
и выдвижении стратегий не находили поддержки, если они не соответствовали
утвержденным сверху директивам. В настоящее время в России имеет
место значительная либерализация не только в движении людей и
капитала, но и стратегий местного развития. Однако тормозом к
развитию свободной конкурентной состязательности регионов и на
этой основе к укреплению страны являются элементы ментальности
руководителей, основанной на вере во всесилие централизованной
помощи и поддержки в противовес местной инициативе. В результате
конкурентоспособность российских регионов остается низкой, особенно
в сопоставлении с европейскими и другими потенциальными местами
размещения капитала, состязательная борьба с которыми в России
уже пытается вестись несколько лет.
Процесс развития конкуренции регионов несет позитивные и негативные
последствия, способствуя усилению одних регионов и ослаблению
других. В то же время овладение механизмами конкурентной борьбы
становится объективно необходимым и может послужить катализатором
активизации внутренних потенциалов региона и дополнительным фактором
обеспечения устойчивого и стратегически ориентированного регионального
развития.
Развитие территориальной конкуренции полезно по нескольким причинам.
Во-первых, конкуренция заставляет провести самоанализ состояния
региона и его взаимосвязей и взаимоотношений с существующими или
возможными партнерами и конкурентами. Это важный элемент регионального
маркетинга. Во-вторых, учитывая данные самоанализа, регион лучше
определит свой профиль, т. е. за какие целевые группы «потребителей»
он в состоянии конкурировать, где у него есть будущее. Такой самоанализ
и стратегический выбор профильности региона является залогом будущего
успеха в развитии факторов конкурентоспособности, в привлечении/сохранении
«потребителей». В-третьих, оценка конкурентоспособности регионов
может быть важным элементом мониторинга реализации стратегии и
поэтапного позиционирования территории во внешней среде.
Усиление конкурентных отношений между отдельными областями, районами,
городами России и России и Европейского Союза объективно повышает
общий конкурентоспособный потенциал страны и содействует выравниванию
уровней развития регионов и стран Европы. Но для этого со стороны
правительства России и региональных властей необходимы действия
по созданию условий свободной и равной конкуренции для всех субъектов
территориальной организации страны. Существует масса способов
создать преимущественно благоприятные или, наоборот, неблагоприятные
условия для отдельных территорий, что нарушает правила свободной
конкуренции за потребителя. Законов и органов, регулирующих свободную
конкуренцию регионов и городов, в России ещё нет. (Авторы дипломатично
умалчивают о том, что главным препятствием развитию открытой конкуренции
между городами и регионами является бюджетная политика федеральной
власти, которая изымает у «доноров» столь значительную долю прибыли,
что их конкурентоспособность резко снижается В.Г.).
|