WWW.GLAZYCHEV.RU
Сайт В.Л.Глазычева


Россия: принципы пространственного развития

Вставка 1
Конкуренция регионов в условиях глобализации
(по материалам Института «Евроград»)

Понятие территориальной конкуренции базируется на теории конкуренции предприятий, понимаемой как соревнование между предприятиями, которые поставляют товары на один и тот же рынок. В этих терминах конкуренцию территорий в целом можно определить как соревнование между регионами и городами в их стремлении «завоевать» различные группы потребителей местных ресурсов и условий жизнедеятельности. При этом разноплановые интересы целевых групп в сочетании с особенностями потенциалов конкретных регионов обусловливают многогранность и особую сложность определения и оценки конкурентных возможностей и путей их приращения.

В то же время во всём мире конкуренция регионов возрастает, и адекватной реакцией на эти процессы со стороны региональных властей могут быть только усилия, направленные на разработку методов достижения и сохранения конкурентных преимуществ на основе диверсификации функций региона для всех целевых групп.

Процесс усиления конкуренции между регионами и городами всех уровней определяется в первую очередь глобализацией экономического развития, которая имеет далеко идущие последствия не только для сферы мировой экономики. Многими исследователями отмечается, что политическая, экономическая и социальная системы, гражданские права, законы наряду с национальными культурами серьёзно подвержены процессам глобализации и обостряющейся конкуренции. Города и регионы также не в последнюю очередь ощущают на себе огромное влияние глобализации. Причина этого состоит в том, что в конечном итоге предприниматели и компании вместе с заинтересованными учреждениями занимают своё место в тех странах и регионах, где условия наиболее благоприятствуют их бизнесу. То же верно и для мобильности населения/рабочей силы, особенно для высокообразованных людей или тех, кто хочет эффективно вложить имеющийся капитал. Таким образом, усиливается конкуренция между государствами, регионами и городами. Она включает в себя соревнование между их политической, законодательной, экономической, социальной, экологической и культурной системами и стратегиями. И успехи территорий во всех этих сферах определяют их силу и конкурентоспособность.

В то же время на возрастание состязательности территорий влияет не только процесс глобализации, но и многие другие процессы, характерные для современного мира: научно-технический прогресс, информатизация, возрастание экологических стандартов жизни, усиление мобильности людей и капитала.

Конкуренция во всех областях деятельности является фактором активизации и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов, воли, интеллекта достижения определённых целей. Обобщенной целью территориального развития сегодня все чаще провозглашается его устойчивость; в состав данного понятия «Стамбульская декларация по населённым пунктам» и «Повестка дня Хабитат» включают более 10 экономических, социальных и экологических требований, которые можно считать теоретической базой оценки конкурентной силы регионов. Добиться высоких стандартов устойчивого регионального развития городов можно двумя путями: на основе внешней поддержки и перераспределения средств централизованных источников между территориями и на основе мобилизации внутренних ресурсов. Второй путь ещё мало изучен и используется недостаточно. Так, для значительного и быстрого подъёма экономики и роста конкурентоспособности новых земель Германии после её объединения в основном используется первый путь, когда на основе «налога солидарности» и других механизмов происходит перераспределение средств и ресурсов. В СССР на протяжении нескольких десятилетий также был предпочтительным способ централизованного регулирования развития регионов и городов. Инициативы и активность в проведении самостоятельной региональной структурной политики и выдвижении стратегий не находили поддержки, если они не соответствовали утвержденным сверху директивам. В настоящее время в России имеет место значительная либерализация не только в движении людей и капитала, но и стратегий местного развития. Однако тормозом к развитию свободной конкурентной состязательности регионов и на этой основе к укреплению страны являются элементы ментальности руководителей, основанной на вере во всесилие централизованной помощи и поддержки в противовес местной инициативе. В результате конкурентоспособность российских регионов остается низкой, особенно в сопоставлении с европейскими и другими потенциальными местами размещения капитала, состязательная борьба с которыми в России уже пытается вестись несколько лет.

Процесс развития конкуренции регионов несет позитивные и негативные последствия, способствуя усилению одних регионов и ослаблению других. В то же время овладение механизмами конкурентной борьбы становится объективно необходимым и может послужить катализатором активизации внутренних потенциалов региона и дополнительным фактором обеспечения устойчивого и стратегически ориентированного регионального развития.

Развитие территориальной конкуренции полезно по нескольким причинам. Во-первых, конкуренция заставляет провести самоанализ состояния региона и его взаимосвязей и взаимоотношений с существующими или возможными партнерами и конкурентами. Это важный элемент регионального маркетинга. Во-вторых, учитывая данные самоанализа, регион лучше определит свой профиль, т. е. за какие целевые группы «потребителей» он в состоянии конкурировать, где у него есть будущее. Такой самоанализ и стратегический выбор профильности региона является залогом будущего успеха в развитии факторов конкурентоспособности, в привлечении/сохранении «потребителей». В-третьих, оценка конкурентоспособности регионов может быть важным элементом мониторинга реализации стратегии и поэтапного позиционирования территории во внешней среде.

Усиление конкурентных отношений между отдельными областями, районами, городами России и России и Европейского Союза объективно повышает общий конкурентоспособный потенциал страны и содействует выравниванию уровней развития регионов и стран Европы. Но для этого со стороны правительства России и региональных властей необходимы действия по созданию условий свободной и равной конкуренции для всех субъектов территориальной организации страны. Существует масса способов создать преимущественно благоприятные или, наоборот, неблагоприятные условия для отдельных территорий, что нарушает правила свободной конкуренции за потребителя. Законов и органов, регулирующих свободную конкуренцию регионов и городов, в России ещё нет. (Авторы дипломатично умалчивают о том, что главным препятствием развитию открытой конкуренции между городами и регионами является бюджетная политика федеральной власти, которая изымает у «доноров» столь значительную долю прибыли, что их конкурентоспособность резко снижается — В.Г.).

 


Наверх Следущая