Комиссия ПФО по пространственному развитию

Глубинная Россия:

приграничные малые города Приволжского федерального округа

(обзор по материалам экспедиций лета 2000 г.)

Исследованию предшествовали
2 пробных экспедиции
в Мордовию и в Оренбургскую область,
что позволило уточнить
единое техническое задание для групп,
а также трёхдневный семинар
, организованный
Центром стратегических исследований ПФО
и фондом "Институт города".
Особо следует отметить вклад
Сергея Козловского, Константина Кошкина
и Сергея Веденина
в организацию работы экспедиций,
Татьяны Восковской, Сергея Чуракова,
Елены Хван и Петра Садового -
в подготовку и оформление отчета.

Введение.

Исходная гипотеза заключалась в том, что наиболее эффективным инструментом формирования первичного представления о состоянии дел в округе должен стать одномоментный ориентировочный замер состояния дел в множестве приграничных поселений, каждое из которых является дальней периферией соответствующего субъекта федерации. При всей неполноте и неизбежных неточностях, нами снят "моментальный" снимок муниципальных образований, которым социологическая молва предписывает судьбу наиболее слабых, наименее продвинутых.

Социологическая молва справедлива лишь отчасти. Реальная ситуация значительно сложнее.

Всего пройдено 15 маршрутов разной продолжительности, что в сумме дало сопоставительный материал для более 70 городов, райцентров и крупных сел. Почти все маршруты были отстроены так, чтобы охватить 2 граничащих региона, в большинстве маршрутов - 3, в двух - 4. Единственными исключениями явились Коми-Пермяцкий автономный округ (обособленный маршрут) и Оренбургская область, где внимание было сосредоточено преимущественно на зоне границы с Казахстаном. В наименьшей степени в обследование были вовлечены Нижегородская и Кировская области, работа в которых должна быть продолжена.

Первичный анализ материалов позволяет сделать несколько выводов:

  1. При том что некоторые различия в общем состоянии соседствующих субъектов федерации, разумеется, прочитываются предсказуемым образом, т.е. фиксируется превышение уровня Татарстана и Самарской области над всеми прочими, не просматривается оснований для чёткого выделения крупных зональных различий. В буквальном смысле наглядны более высокое качество сельского хозяйства в Татарстане и, частью, в Самарской области - в обоих случаях значительно лучше обстоит дело с горючим и техникой, что явственно отражается на полях. В то же время различия состояния и уровня жизни отдельных поселений в пределах одного субъекта федерации существенно заметнее, чем региональные особенности.
  2. Применительно к поселениям не просматривается оснований для вычленения особых депрессивных зон, проступает лишь проблема депрессивных и "закритических" поселений.
  3. Некоторой неожиданностью следует счесть то, что, наряду с поселениями депрессивными или стагнирующими, есть несомненные очаги роста, где последние 2 года принесли реальное оживление, оптимизм и чувство уравновешенности.
  4. Из всех регионов округа только Татарстан ведет целенаправленную политику развития поселений, вкладывая средства в строительство школ, спортивных и культурных сооружений, не препятствуя развитию малого бизнеса, в особенности в сфере услуг. Наиболее впечатляющие результаты в массовом строительстве сельских дорог, газификациии телефонизации достигнуты в Мордовии.
  5. Явно недооценена традицией анализа градоформирующая роль образовательных учреждений, в ряде мест она чрезвычайно высока, в некоторых обоюдоостра.
  6. Из больших систем единственно ЮКОС ведет муниципальную политику, вкладывая средства в подготовку кадров. Кое-где предприятия, частично принадлежащие иностранцам, начинают осознавать необходимость участия в образовательно-воспитательном процессе.
  7. Нефтяные деньги и сопряженная с ними "рабочая аристократия" играют важную социокультурную роль, несомненно подстегивая рынок торговли и услуг, частично задавая стандарт трезвой аккуратности, обостренно проявляя бедность "бюджетников".
  8. За единственным обнаруженным исключением (Абдулино, Оренбургская обл.), железнодорожное "царство" не участвует в муниципальной жизни, отгораживаясь от нее даже часовым поясом. Не участвует железная дорога всерьёз и на муниципальном рынке труда, ведя вербовку экстерриториальным образом.
  9. Произошло повсеместное улучшение состояния дорог, многие карты устарели, однако в половине случаев (если нет трансграничной ж/д или автотрассы) связь между регионами по-прежнему чрезвычайно затруднена - грунтовые дороги, раскисающие при первом дожде.
  10. Особого внимания требует межпоселенная (и мимопоселенная) структура автотрасс, обрастающих собственной субкультурой, собственной отчужденной средой обитания.
  11. Повсеместно можно констатировать свершившееся привыкание к товарно-денежным отношениям, хотя в ареалах зерновых и животноводческих - существенно больше, чем в лесных.
  12. В целом по малым городам можно констатировать наличие высокой меры самоорганизации жизни, её относительную независимость от региональной политики (за исключением Ульяновской области). Это явственно указывает на целесообразность формирования внятной и эффективной политики Федерального округа, нацеленной на создание инфраструктуры поддержки и развития муниципальных образований. Судя по тому, насколько персона главы администрации влияет на возможность мобилизации ресурсов и выхода из критического состояния, на усиление местного ядра роста, работа с кадровым резервом градоначальников - в деликатном сотрудничестве с региональными властями - выходит на первый план.

При всей разноплановости материала, можно выделить несколько наиболее характерных черт состояния поселений.

Бедность
Процветание
Торговля
Внешние связи
Недвижимость
Состояние городской среды
Социальная политика
Уровень образования

Заключение.

Первичный анализ, при всей его ограниченности, позволяет сделать вывод о том, что для поселений, уже обладающих признаками выхода из кризиса, целесообразно - в сотрудничестве с местными и региональной администрациями - осуществить отстройку пилотных проектов. Особенно важны пилотные проекты сетевой кооперации городов и сельских округ, включая сбыт продукции во-вне, создание межрегиональной системы кредитования проектов по конкурсу, что в особенности относится к углублению и повышению качества переработки сельскохозяйственной продукции.

Несомненно важно преодолеть инерцию трактовки сельского хозяйства как прежде всего зернового и животноводческого - лесное и водное хозяйство округа явственно требуют внимания в рамках узловых межрегиональных проектов.

Масштаб миграционных потоков замаскирован их росспным характером, но явственно нуждается в отстройке крупной межрегиональной программы окружного масштаба, хотя демографический сдвиг, развертывающийся в Оренбургской и отчасти в Саратовской областях, несомненно заслуживают наибольшего внимания. К счастью, на периферии субъектов федерации в округе до сих пор не отмечено сколько-нибудь заметного обострения этнических или конфессиональных конфликтов, по-видимому инициируемых, скорее, столичными элитами.

Размах наркологической проблемы таков, что свободных от нее поселений не обнаружено. Особого внимания заслуживает Орский наркотический тракт, равно как специфическая инфраструктура сервиса, которой обрастают автотрассы федерального значения.

Наконец, для закризисных поселений, к которым следует также отнести места хранения химического оружия (Камбарка, Кизнер, Шиханы) необходимо лоббирование решений на федеральном уровне. Помимо социальных бед и торможения развития за счёт блокировки ресурсного потенциала, реальная угроза гуманитарной катастрофы способна нанести необратимый ущерб какой бы то ни было работе в округе.

Проф.В.Л.Глазычев