Тереньга

"Тереньга — рабочий поселок, я здесь живу с 1954-го года, когда я приехала, ещё было гумно. Новых каменных построек не было, а теперь есть. Луга были. А потом появились здания, машины, машины стали давить гусей. Гусей стало невозможно теперь держать. Сначала тут было село Тереньга. А в рабочий поселок оно преобразовалось после 50-х гг. Объединили тогда в Тереньгу также и близлежащие Языково, Гладчиху (это в семи километрах отсюда), а теперь вот пришла новая власть, и опять разъединили. Когда я приехала, тут была только улица Полевая, а сейчас на ней живут одни пенсионеры, да вдовы. Тогда было три колхоза, совхозы "Октябрьский", "Чапаев", сейчас остался один только совхоз. Сейчас заросли все поля бурьяном, раньше скотины было столько в каждом колхозе, а теперь? Один детский садик закрыли — теперь в нем жилой дом, в нем люди живут. Больница у нас большая, здесь лежат из Байдулино, Тумкино, Гладчихи — все лежат. В Ташле у нас есть хорошая больница, там лежат после инфаркта. Ташла — это деревня. Районы нашего поселка — Песошно, Протасово, Шемиловка, Цыганиха. Есть татары и чуваши, но немного.

Много приехало армян, к ним у нас нехорошо относятся — у русского Ивана машины нет, а у них дома, хоть они и не работают. После школы не разъезжается молодежь — поэтому в поселке много молодых. ЖБИ закрыли, была мебельная фабрика — закрыли. Рынок у нас в воскресенье выходной, с восьми до двенадцати — каждый день, кроме воскресенья, и продовольственный, и промтоварный. В среду и субботу — много приезжих: Ивановский лен, овощи из Сызрани (парники там, рано выращивают овощи). Водопровод у нас по всей Тереньге, водокачка, везде стоят колонки. Газовое отопление тянут помаленьку, дровами люди топят, а дрова дорогие, кое-кто топит от электричества, но это только по разрешению Райпо.

Вот уже три года у нас празднуется День пожилого человека. Подарки присылает предприятие, на котором раньше работали с покойным мужем — 3 кг мяса, 10 кг муки. В День Ветерана концерты нам ставят. Вообще пьют самогон, самогон люди гонят, а большинство водку — "гомырку" продают (20 рублей — пол-литра), а свадьбы справляют не с самогоном, с водкой. Празднуют в кафе "Родничок", там раньше столовая была, да там и в будние дни молодые до часу ночи сидят. "Пельменная" есть. У рынка — киоск проставили, около него — три деревянные, резные все, беседки. Там молодежь пиво пьет".

Армян домой на родину везут хоронить, не оставляют здесь. По поселку автобусы не ходят. Есть только с Байдулино, Красноборска автобусы. В РДК хороший хор ветеранов, а у школьников — танцы, хор ветеранов. Я в нем пела, мы даже с концертом в Ульяновск ездили. Из газет раньше была "Знамя Ленина", многие её выписывали, сейчас её переименовали, не помню, как, не выписываю. И радио есть "говорит Тереньга…" Есть Комбинат бытового обслуживания: там ателье, ремонт обуви, есть парикмахерская, там кудри крутят, модно, около сельсовета большая новая аптека.

Квартиры продают — покупают, дома пользуются спросом, многие хотят жить в домах, дом стоит от 40-ка до 110-ти тысяч рублей, сто и больше стоит дом новый, с паровым отоплением, постройками, то есть хороший. Однокомнатная квартира стоит 20-30 тысяч рублей.

Рынок небольшой, с газет, лежащих прямо на земле, продают мед, сливы, молоко, картошку. Трехлитровая банка молока — 10 рублей. Ведро свежей картошки — 40 рублей. Вокруг рынка много продуктовых магазинов, ассортимент в них примерно одинаковый — сода, соль, крупы, мука. Тут же рядом Кодак-проявка (как и в Сенном, пленку проявляют и печатают за три дня, возят печатать в Ульяновск), магазин автозапчастей. Торгуют на рядах (железные палатки), торгуют с палаток тряпичных — удивило, что есть йогурт, вафли, курага, много сладостей. На рынке промтоварном выбор одежды небольшой — трико, халаты, футболки, кроссовки, носки. Было место, с которого продавали парфюмерию и косметику, и рядом, с другого места — видео- и аудиокассеты.

Мужчины ходят в основном в спортивных костюмах, мальчишки — тоже, но и в джинсах, девчонки, молодые женщины одеваются очень ярко, такое ощущение, что они только что вышли из дискоклуба. Много девушек нарядных, в чёрных брюках, коротких платьях, юбках, подчеркнуто сексуальны. Красятся ярко.

Вокруг памятника разбиты клумбы, видно, что их поливают, потому что рядом лежит шланг, клумбы очень ухоженные, цветущие, вокруг памятника много неразбитых(!) аккуратных беленьких фонарей. Но — нефункционирующий вечный огонь. На этих скамейках — надписи на английском, типа I love you или What do you do? Или We are super! "Кроме как на "Алешке" молодежь собирается на въезде в поселок, в диско-баре "Родничок", группировок нет, все отдыхают вместе, бывают конфликты только из-за приезжих, если приезжают парни из Байдулино или Федькино. Армяне тусуются сами по себе, у них свои компании. По пятницам, субботам, воскресеньям — дискотека в РДК, идет с 22.00 до 24.00, а также в "Родничке" с 22.00 до 1.00, в "Родничке" собираются ребята постарше, которым уже больше 18-ти лет. Зимой — дискотеки только в РДК, с 20.00 до 23.00. Курят, конечно, пьют пиво и что покрепче, но не колются.

Из сельскохозяйственного класса поступило 14 человек по договору в сельскохозяйственную академию. Вообще в поселке три школы. Всего в школе учится около 800 человек. А выпускников в этом году было 116. Национальные языки в школе у нас не преподаются".

"Правда армяне — это наш бич, Сенгелевский район от них избавился, они Бог знает, чем занимаются, с их появлением у нас появились наркотики. В школах они себя заносчиво ведут, с русскими детьми стараются не общаться, их дети не посещают кружки РДК. Может, это и наша проблема — не смогли найти к ним подход. У нас зал на 500 человек, и он всегда полных, а приезжие артисты приезжают — не идут на них. У нас концерты — бесплатные, а у них — дорого. Очень гордимся народным хором, его посещает 35 человек, танцевальной группой, там занимается 15 ребят, хором ветеранов войны и труда, поют в ней 30 бабушек"

Национальные языки в школах не преподаются, преподается английский, некоторые родители нанимают детям репетиторов по английскому. Есть кинотеатр, но очень мало ходят, сейчас многие имеют "видики" дома.

Единственная в школе для мальчиков секция — волейбол, а им нужен кикбоксинг, нет тут никакого выбора. Тереньга имеет статус поселка городского типа, но на самом деле является самой обычной деревней, в ней проживает примерно пять тысяч населения. Раньше тут была мебельная фабрика, строительное НСО, кирпичный завод, фабрика железобетонных изделий, потом кирпичный завод переехал в Сызрань (многие мужчины теперь там работают, ездят вахтовым методом). Кто-то на лето устраивается сезонно в Тольятти, Москву, Санкт-Петербург, Сызрань. Кто-то нанимается к новым русским в строительные бригады.

Как могут, все надо свое принести — бинты, лекарства, шприцы, хотя страховые полисы есть. Есть частная стоматологическая клиника и массаж. Бюджетники: учителя, медики, культурные работники, получают по 600-700 рублей. Газет народ выписывает мало, в среду исполняется 70 лет газете "Теренгульские вести". Три основных культурных очага — школа искусств, музыкальная школа и дом детского творчества. Школа искусств у нас очень хорошая, на конкурсах струнники занимают призовые места, замечательны учительский ансамбль, детский хор, оркестр. Обязательно посещают родничок, там статуя горного козла, беседка, качели, хорошо. "Сейчас молодые стали соблюдать посты, последняя свадьба у нас была две недели назад, так как сейчас пост идет. Года три назад всё это началось. Стало много венчаний, крещений, отпеваний. С одной стороны, это дань моде, с другой — может, люди стали верить? Храм вот в Молвино собственными силами восстановили. Бабушки там все сами после строителей убирали, Антонов и Филиппов — частные предприниматели по могали. Одно время у нас тут в РДК воскресная школа работала, какая-то секта была, потому одно время свидетели Иеговы все по домам ходили — литературу раздавали, цепкие, неприятные такие мужчины".

Наиболее частые посетители в библиотеке — учащиеся, студенты-заочники и пенсионеры. Первые две категории в основном заказывают учебную литературу. Пенсионеры читают прессу, как российскую, так и местное СМИ. Есть книги на татарском, чувашском, мордовском языках, около 250-ти книг. "Раньше из Татарии, Чувашии нам книги присылали, а теперь нет". Все уже прочитали. Соросовский фонд присылает учебные журналы по химии, физике, алгебре, а также журналы "Новый мир". "Октябрь", "Иностранная литература", "Звезда". Читателей в Тереньге, если считать и детей 4,5 тысячи, а без детей и школьников — 3 тысячи. А население — 6-6,5 тысяч человек. Книжного магазина в Тереньге нет, детективы, любовные романы пенсионеры не читают, у нас классики много в фонде. Новой литературы в фонде нет. "Дворец книги города Ульяновска иногда с книгами помогает — подбросят чего-нибудь, а мы и рады. Зарплата — 300 рублей, но и то её каждый месяц не выдают, а мешок песка стоит 600 рублей. Вся наша деревня на огородах живет".

На начало второго полугодия тираж газеты составил 2050 экземпляров. Оборудование, на котором печатается газета, устаревшее, 60-х гг., типография у них своя. Материалы в газету набирают пока на обычной печатной машинке. К концу года хотят перейти на компьютерный набор. По словам редактора газеты, в Тереньге проживает около шести тысяч человек, 900 из них получают по подписке "Теренгульские вести" (то есть тысяча с лишним экземпляров забирают близлежащие села и деревни, в каждую конкретную деревеньку или село идет от 2-х до 200 номеров).