Рижские дизайнеры

Не случайно сказано «дизайнеры», а не «дизайн», потому что дизайнеры уже есть, а дизайна ещё нет. Рижские работы — это в целом высокий уровень профессионализма в художественном конструировании единичных изделий. Многие из вещей, фотографии которых приведены рядом, можно с чистой совестью поменять местами с продуктами среднего европейского или американского дизайна. Именно — среднего. Это уже очень хорошо по сравнению с недавним прошлым, это основа развития профессии. Средний профессионализм в художественном конструировании — ещё десять лет назад о нём робко мечтали. Вот он уже есть, а радости от этого не слишком много, требования выросли.

Когда я написал, что работы можно поменять местами со средним европейским дизайном, это хотя и правда, но не полная. Можно поменять местами фотографии, но не вещи. Разница только на первый взгляд не существенная — за фотографией скрывается сложный процесс проектирования вещи. За подобными фотографиями могут быть скрыты не противоположные, но качественно разные тактические рисунки проектирования. Рижские (и уже не только рижские) профессионалы научились делать качественные вещи, и это очень важно. Но профессионалы (не только рижские) не научились ещё в полной мере ставить самостоятельную проектную задачу: кому вещь и зачем вещь. Владение основами Браун-стиля необходимо, но их упорная эксплуатация по меньшей мере старомодна. Только из решения этой задачи возникает самостоятельность в дизайне, преодолевается удобный средний уровень. Само подобие работ, сделанных в Риге и, к примеру, в Буффало или Филадельфии, вчера было ещё достоинством, сегодня уже препятствие. Нужно понимать, что это препятствие законно, его возникновение неизбежно в становлении профессионализма. Но нужно понимать и опасность успокоенности, которая по инерции обладает удивительным свойством видеть препятствие в красках достижения. То, что сделано в Риге, уже является классным уровнем, те, кто работают в проектных группах рижского СХКБ, заводов «ВЭФ» или «Страуме», могут быть с полным основанием названы дизайнерами. Остается ещё дождаться того момента, когда всё, что они делают, будет дизайном в полном смысле слова.

А. Ирбит. Радиоприемник IV класса
А. Ирбит. Радиоприемник IV класса

 

А. Ирбит, И. Валдманис. Радиола высшего класса.
А. Ирбит, И. Валдманис. Радиола высшего класса.

 

М. Лацис. Электроножницы
М. Лацис. Электроножницы

 

Э. Вейдеманис. Электронож. Макет
Э. Вейдеманис. Электронож. Макет

 

А. Эйсертс. Микроавтобус «Латвия-2», РАФ 982
А. Эйсертс. Микроавтобус «Латвия-2», РАФ 982

 

Г. Глудыньш. Спортивный мотоцикл. Изготовлен на Рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне» 1969
Г. Глудыньш. Спортивный мотоцикл.
Изготовлен на Рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне» 1969

 

И. Робежниекс. Транзисторный приемник «Рига М 103»
Г. Глудыньш. В. Клейнберг. В. Погайнис. Микромотоцикл «Миниспорт».
Изготовлен на Рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне» 1970

 

И. Робежниекс. Транзисторный приемник «Рига М 103»
И. Робежниекс. Транзисторный приемник «Рига М 103»

 

Г. Глудыньш. Вариант радиоприемника «ВЭФ-12»
Г. Глудыньш. Вариант радиоприемника «ВЭФ-12»

 

В. Артманис. Холодильник-бар
В. Артманис. Холодильник-бар

 

В. Плетнев. Универсальная кухонная машина
В. Плетнев. Универсальная кухонная машина

 

М. Лацис. Автоматическая электрокофеварка
М. Лацис. Автоматическая электрокофеварка

 

Кофемолка
Кофемолка

 

И. Кера. Термос-сумка
И. Кера. Термос-сумка

 

В. Плетнев. Детский конструктор
В. Плетнев. Детский конструктор
В. Плетнев. Детский конструктор
В. Плетнев. Детский конструктор


Опубликовано в журнале "Декоративное искусство СССР", №6, 1971.

См. также

§ О дизайне



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее