Естественно
недоумение: почему вдруг архитектор берёт на себя смелость рассуждать
о состоянии культуры? Ответ несложен я представляю собой довольно
типичный для сегодняшней России тип кентавра: «копыта» цокают по
камням трудной дороги архитектуры, тогда как остаток гривы вьется
на ветрах культурологии. В большой советской энциклопедии, издания
15-летней давности мое имя стоит под статьей «Массовая
культура». Я вхожу в правление Советского фонда культуры, являюсь
членом и союза архитекторов, и союза художников, вхожу в круг экспертов
советско-американского фонда «Культурная инициатива», организованного
при активнейшей роли американского финансиста Джорджа Сороса и прочее
и прочее.
Лет 10 назад я начал работу над книгой, озаглавив её «Культура
в агонии»…иные работы не позволили завершить эту. И к счастью…ибо
с 1985г., с начала горбачевской перестройки, состояние агонии
сменилось осознанием глубокого кризиса. А там где кризис есть
и начало выздоровления.
Странное, fascinating состояние культурных процессов сегодня.
Во-первых, как и сто лет назад, литература вдруг утратила свою
традиционную роль, решительно уступив место публицистике, то есть
политике. Все мы стали политиками, все участвуем в дебатах по
правовым, политическим, экономическим проблемам. Так что, вообще
нет литературы? Есть, но в основном это издания пост-мортем: мы
читаем свет далеких звезд: то, что недавно ещё с трудом читалось
в слабом шрифте самиздата, ворвалось в сознание массы читателей
как метеор. Ахматова, Пастернак, Гумилев, Замятин, Платонов, Булгаков…вдруг
оказались нашими современниками.
Массовый зритель увидел долго скрываемый запретный плод: Кандинский,
Малевич, Шагал классики авангарда начала века тоже обнаружены
как современники…Крейзи.
Но ведь есть и другое: молодежь, которая читала этих писателей,
видела этих художников давно, давно создавала контркультуру, которая
почти мгновенно выплеснулась на поверхность. Сотни театральных
студий, десятки художественных галерей и в то же время… уже традиционная
работа «на экспорт»: продажа картин, гастроли известность, приходящая
рикошетом из-за рубежа, на волнах радио…
Есть третье: культура нового поколения, в лучшем случае относящегося
к нам всем (радикалам и консерваторам) снисходительно, махнув
на нас рукой. Это прежде всего «русский рок»: явление особенное.
К уровню музыкальной культуры приблизились лишь некоторые группы
оркестр Гребенщикова «Аквариум», «Звуки Му», «Алиса».
Невероятное множество отчаянно скверных ансамблей, пользующихся
симпатией большинства рабочей молодежи. И на этом фоне жестокий
политический «рок», где слово, подкрепленное ритмом и криком
главное. От иных текстов у людей моего поколения шевелятся остатки
волос на черепе «Наша правда привыкла к плетке, наша правда
пропахла водкой…предчувствие гражданской войны…железные люди…»
остаточный ужас сидит и во мне, кому было 13 в год смерти Сталина.
Что же говорить о тех, кто старше многие из них прямо именуют
«хард-рокеров» террористами…
Всё это на фоне модного публичного движения в защиту природы
и в защиту памятников прошлого, в защиту больных и старых, увечных
и слабых. Все здесь переплелось: христианское милосердие и воинствующий
национализм, бесстрашие искренности и политическое интриганство.
Добавьте реальную недоинвестированность культуры в обществе,
которое только-только начинает мыслить экономическими категориями
и испытывает дефицит всего и вся: жилья, мяса, мыла, чая, кофе,
модной одежды, книг, видеоаппаратуры, красок, кистей, хорошей
бумаги, музыкальных инструментов… Бушует чёрный рынок, помогают
зарубежные друзья… но рассчитывать на серьёзного мецената пока
не приходится а выжить экономически большинство начинающих на
рынке культуры, разумеется, не в состоянии.
Странно вегетирует министерство культуры, созданное, чтобы не
пропускать и управлять, оно вдруг лишилось права «не пускать»,
идей развития у него не было никогда, его так называемое управление
все решительно отметают «внизу». Но когда я пишу в статье о том,
что роскошь иметь министерство культуры нам совершенно ни к чему…
ответом тому молчание.
Иногда мне кажется, что закон множества начинает уже порождать
новое качество, иногда что ещё нет. Еще трудно сравнивать с
западным стандартом. Кинема-пипл запутались между студийным и
коммерческим кино и все спорят, пока число кинозрителей продолжает
падать, и его поддерживают в первую очередь индийские фильмы,
пользующихся колоссальной популярностью в среде малообразованной
публики. Горят библиотеки, архивы заливает вода Академия Наук
занята при этом выяснением иерархических позиций в первую очередь.
Советский Фонд культуры не успел возникнуть, как уже окаменел
в бюрократическом восторге, исправно оплачивая вполне солидный
аппарат, умело выпрашивает и не делает почти ни черта…
Творческие союзы, созданные в сталинское время, чтобы держать
художников, архитекторов, актеров за штаны и следить, чтобы они
вели себя «как следует», переживают кризис и пытаются измениться.
Я сам возглавляю крыло реформистов, стремящихся превратить пирамидальный
союз в loose-федерацию союзов и обществ, и у нас есть шансы на
успех.
Всё смешалось. Есть Москва либерально-демократическая по направлению
духа, классицистская и авангардная по эстетическим предпочтениям,
но есть и Москва «лимитчиков», протекционистов Брежневских времен,
умело имитирующих культурную деятельность. Есть замечательные
силы в Ленинграде, поднявшие голову после десятилетий отчаяния,
кульминацией которых был вынужденный отъезд великого поэта Иосифа
Бродского. Есть крепкие группы в Сибири и на Урале, в городах
Поволжья и есть огромные массивы населения, где простыни культуры
почти не смяты и одинокие интели борются за жизнь, нередко изгоняемые
соседями…
На Западе постоянно заблуждаются, называя нашу культуру русской,
тогда как в национальных республиках развертываются совершенно
самостоятельные культурные процессы, прочно сцепленные с борьбой
за политическую автономию и суверенитет экономический…
Сейчас как в Нью-Йорке: назовите что-либо, это у нас есть. Включая
конкурсы красоток и порно, впрочем стыдливо загнанное ещё в подполье.
Что же я вижу в близком будущем, являясь умеренным оптимистом?
-
Во-первых, финальный крах остаточных централизованных структур
попыток управлять культурой, демонополизация средств массовых
коммуникаций (сегодня одна государственная фирма «Мелодия»
контролирует всю звукозапись, но не переписывание магнитофонных
и уже всё больше видео).
-
Соответственно, как следствие, муниципализацию культурных
процессов с усилением конфликта между культурным авангардом
и выборными отцами городов и при условии активной демократизации
избирательного процесса. Невероятная эстетическая безграмотность
слишком мощна чтобы быстро надеяться на чудеса.
-
В ситуации, когда учителя представляют собой одну из самых
политически консервативных и малокультурных групп общества
(это показал их конгресс 88 года), резонно ожидать продолжения
падения обыденной культуры.
-
Соответственно, неизбежно усиление самостоятельности контркультуры
уже не андеграунда, но «дроп-аут».
-
Отсюда попытка самостоятельно сформировать модель культурной
политики силами творческих союзов, ассоциаций и обществ, пробить
через Парламент билль о налогообложении производств в пользу
культуры. Ставка на формирование фондов и их деятельность
через спонсорство и «гранты» по конкурсу заявок.
Именно этим мы заняты в фонде «Культурная инициатива», поддерживая
всё и всех индивидуальных деятелей, кто способен доказать, что
его действия повышают «температуру» социально-культурных процессов.
Естественно, что нам тем, кто стремится создавать «убежища»
для талантливых немногих, чрезвычайно нужна и важна поддержка
мирового культурного сообщества. Я, разумеется, имею в ввиду отнюдь
не ЮНЕСКО по опыту ценю эту контору невысоко, а фонды, сообщества,
меценатов. Наш фонд негосударственный, независимый, решения принимаются
«ареопагом», в который входят видные деятели Советского Союза
Т.Заславская, Б.Раушенбах, В.Распутин, Д.Гранин и другие, на
основании независимой персональной экспертизы. Вот адрес я считал
бы себя не только идиотом, но и негодяем, если б не воспользоваться
этим случаем, для честной рекламы.
Будущее в немногих ростках, вроде Свободного университета,
создаваемого моими друзьями в городе Пущино, что в двух часах
езды от Москвы. В сегодня складывающихся центрах независимой экспертизы
состояния городской среды, независимой экологической экспертизы.
Будущее за независимыми издательствами и журналами, борьба
за издание которых вступает сейчас, после Съезда Народных депутатов
в решающую фразу и будет ещё встречать ожесточенное сопротивление
чиновников всех мастей.
Как оптимист, я надеюсь на то, что мы сможем загородить от ветра
разрозненные и слабые пока огоньки подлинного культурного процесса,
помочь им соединиться в сильное и ровное пламя.
Как умеренный оптимист, я не могу не считаться с тем, что из-за
неуклюжести экономической системы и организационных трудностей,
все лучшее в культуре будет слишком зависимо от интереса за рубежом,
а он не вечен и ненадёжен, потому что избирателен и во многом
неизбежно случаен. Уверен, что нам удастся отбить попытки административно
ограничить «экспорт» культурных ценностей, но не уверен, что организационные
и экономические условия удастся вовремя создать, чтобы свободный
обмен талантом не превратился в эмиграционный поток вовне.
Как оптимист, я не вижу драмы в современном культурном процессе,
и счастлив что мрачные прогнозы культурологов 60-х годов оказались
несостоятельны. Поп-культура мирно сосуществует с культурой элитарной,
а массовая культура, как манипулирование культурными стереотипами,
естественно ограничена чисто коммерческим рынком, освобождаясь
от политиканства.
Как умеренный оптимист, я вижу трудности, которые в 90-х годах
встретят новое поколение, которое, столкнувшись с «пайлз» энд
«хиипс» культурной продукции, скорее всего окунётся в неофутуризм
и вновь начнет волну отрицания традиционных ценностей.
Всё это нормально. Дай нам Бог силы сохранить созданное и поддерживать
творчество индивидов о прочем позаботится будущее по-своему.
Когда сегодня мне удалось направить первых «интернов» в хорошие
западные архитектурные офисы (благодарю Тео Кросби и Нормана Фостера
из Лондона, Джека Даймонда и Питера Розе из Торонто и Монреаля,
Ф.Джонсона и Дж.Берджи из Нью Йорка), знаю, что сделано капиталовложение
в культуру России. Когда крейзи-пипл из десятка стран вложили
труд в конкурс «Диомиды» как мост человечности между Россией и
Америкой, мои друзья и я счастливы. Я счастлив, когда молодые
ленинградцы отстояли несколько кварталов от хищнического равнодушия
городских властей…когда вижу возникновение клубов, объединяющих
в городах страны интелей и высококвалифицированных рабочих…
Скромно, скажете вы. То же новость? Удивитесь вы. Ваше право.
Но правда важнее элегантной лжи: то, что культура России наконец
начала как целое сдвигаться в сторону цивилизованной нормы одно
из важнейших по значению явлений в мировой культуре конца ХХ столетия.
Я так думаю.
(мне кажется, что мощь XIX века легла тенью на наше столетие
вплоть до конца 50-х годов в Европе и в Америке, до середины 70-х
в России. XX век культуры, предвещавшиеся в опусах Шенберга и
Кандинского , в прозрениях Малевича и Веберна, только-только наступил,
и потому XXI календарный
век имеет шанс надолго освещаться веком XX).
Компьютер так же мало меняет культуру, как и телевизор, что
бы там ни говорили Тоффлер, но трудность отношений глобального
города с глобальной деревней никуда не исчезает тут он прав.
|