Субботняя Энэвэнция,
или К вопросу о Средствах Массовой Иллюзионистики

В неустанной погоне за Истиной НТВ не перетруждается чрезмерно. Прилагательное "аналитический", равно как существительное "анализ", звучит на этом канале постоянно, и одно употребление этих интенциально положительных слов замечательным образом замещает собой именно анализ. Подавляюще значительный господин Киселев одной лишь пренебрежительной интонацией приглашает нас заранее согласиться с тем, что все исходящее от властных структур заведомо должно вызывать скорее жалость, чем иные чувства, тогда как напрягать мысль по поводу активности правительственных недоумков вообще не стоит. Вызывающе элегантный господин Парфенов в своей — опять-таки скорее сугубо интонационно-пренебрежительно препарированной — хронике столетия от роли стояльца за кафедрой перешёл к роли прогуливающегося вдоль декорации из архивных шкафов. Перипатетик, да и только.

Неоднократно замечено: если прочесть текст Жванецкого, напрасно пытаясь воспроизвести в памяти его интонацию, его рассчитанные и всё же кажущиеся такими естественными паузы, остается… да почти ничего не остается.

Занятно именно то обстоятельство, что функция озвучивания отдана на НТВ едва ли не одному господину Шендеровичу, тогда как все главные персонажи, включая и господина Сванидзе, блистательно демонстрируют почти уж было забытое искусство журналистов достославной застойной эпохи: употребить множество слов, не говоря ничего существенного. А чего стоят сочувственные нотки у народолюбивой госпожи Сорокиной! Протагонисты НТВ работают в жанре именно эстрады.

Этого, однако же, мало, и в последнее время мы наблюдаем обогащение эстрадного жанра — рейтинги НТВ. Если в зимние месяцы нас мучили результатами невесть каким образом полученных опросов по поводу перспектив гипотетических кандидатов на президентских выборах 2000-го, то с наступлением тепла фарсовая сторона дела стала явно заметней.

6 июня нас развлекали интерактивностью на предмет отношения к информации, исходящей от властей. Если принять во внимание тот факт, что правительство только что предприняло эффективные контрмеры против очередной атаки на рубль (кратковременные меры конечно же, но ведь именно уклонение от такого рода вовремя предпринятых мер вызвало достопамятный "чёрный вторник" и объявило о подъёме стоимости ценных бумаг, вопрос-опрос НТВ уж очень явно лишен невинности. Что вообще означает задать вопрос, как господа-граждане относятся к достоверности официальной информации в России AD 1998? А что означает задать его в вполне по-американски сформулированном виде закрытого вопроса: "Да?", "Нет?", "Никак?" Что значит написать эти вопросы в цветовой раскладке, где неверие ярко светилось на экране красным, доверие было похоронно синим, а безразличие умеренно зелёным? Очень старались — ведущий даже позволил себе при повторе вопроса заменить слова "официальная информация" словом "официоз", каковое слово к нейтральным никак не причислишь.

Кто не видел, напомню: выбирающий форму ответа должен был для начала преодолеть скепсис по поводу столь шустрой атаки на его утомленный разум, затем — натуральную субботнюю лень и… набрать указанный номер.

Результат сего опроса, мягко выражаясь, предсказуем — разумеется, четыре пятых звонивших гордо отвергли претензии официальной информации на достоверность.

Говорит ли это о чем-либо, кроме того, что четверо из пяти позвонивших в течение сорока минут обозначили своё отношение к власти "вообще"? Конечно нет, и энтэвэнцам это прекрасно известно. Но тогда зачем — в безоценочном, сугубо функциональном смысле — столь обнажённое передергивание?

Видят боги, я никогда не испытывал восторга от официального чего бы то ни было, но это ещё не значит, что всякое слово, всякую тем более интонацию, исходящие с экрана ТВ, я готов принимать за чистую монету лишь потому, что источник — негосударственный!

Предлагаю на выбор два варианта ответа.

Первый — конспирологически серьёзный в духе высоко мною чтимого С.Е. Кургиняна:

Ещё не до конца выдохлась минеральная вода в бутылках в кремлевском кабинете Президента, где собирались "олигархи", а НТВ Малашенко имени Гусинского уже проводило следующий тур игры на понижение.

Второй — серьёзно искусствоведческий в духе почтенного Умберто Эко: Эстетизация попсового стиля на Шестом канале, равно как эстетизация ностальгического духа на Пятом, эстетизация патриотики на Третьем при эстетической малограмотности Первого-Второго понуждают Четвертый дополнить интонационно-мимические средства выразительности, уже почти исчерпанные господином Фоменко, средствами игровой нумерологии.


Опубликовано в "Русском журнале",
09.06.1998 г.



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее