В тени огромных
информационных агентств, властители которых точно знают, кто и что
важны, а кто и что вовсе лишены интереса, уже несколько лет растет
как плющ маленькое онлайновое агентство InterPress
Third World News Agency (IPS). Как ни странно, но труженики
IPS понимают под альтернативностью отнюдь не какой-нибудь полубезумный
авангард андеграунда, а нечто иное, крайне симпатичное: вести со
всего мира, не замеченные или, скорее, пропущенные информгигантами.
В более чем почтенном девяностопятилетнем
возрасте ушла из жизни Мария
Райхе. Пять лет назад, когда родственники пытались вернуть её домой, она отвечала
с тихим упорством: "Мне ещё многое надо сделать в пампе Наска". Райхе родилась
в Дрездене и там получила степень по математике. Немка, она не пожелала жить в
нацистской Германии и, стремясь убраться из нее как можно подальше, в 1932 году
по объявлению нанялась домашней учительницей к германскому консулу в Куско. Там
она увлеклась культурой инков, и когда контракт с консулом окончился, Райхе нанимается
переводчицей к археологу университета Сан Маркос Хулио Телло. Тот, покоренный
умом и увлеченностью Марии, включил её в экспедицию для раскопок в Паркасе, на
берегу, неподалеку от плоскогорья Наска. Местный энтузиаст Торибио Мехия взахлеб
рассказывал Телло о странных изображениях, на которые он наткнулся в двух сотнях
километров от Паракаса, но Телло был слишком профессионалом, чтобы отвлекаться
от раскопок. В 1939 году Райхе и американский антрополог Пол Козок обсуждали линии,
глубоко врезанные в грунт Наска, но только в 1946 году Мария Райхе начала свою
эпическую работу в полном одиночестве. Ей разрешили поселиться на гасьенде навдалеке
от фигур: "Я стала бродить вдоль каждой линии, чтобы уяснить их значение, и постепенно
я обнаружила, что они образуют фигуры: паук, обезьянка, птица... Затем я продолжала
обходить линию за линией, стараясь как можно точнее наносить их на бумагу, и только
тогда поняла, что гляжу на колоссальный календарь". Райхе не только нанесла
все фигуры Наска на топографическую сетку, но и в одиночку осуществила гигантский
объем расчетов, шаг за шагом дешифруя соотнесённость рисунков и созвездий. Когда
ее книга "Секреты пампы" обрела известность, Райхе столкнулась с неожиданной мукой
- буйным воображением искателей внеземных цивилизаций, от чего она приходила в
ярость. Crazy gringa называли её индейцы трёх поколений и, жалеючи, оставляли
фрукты у входа в палатку. До последнего дня почти оглохшая, почти утратившая
зрение Райхе пыталась найти математическую запись циклических приходов климатического
коллапса "Эль Ниньо" в "календаре", врезанном в плоскогорье Наска. Муниципальные
власти округа Наска настояли на том, чтобы после гражданской панихиды в Национальном
музее Лимы местные жители могли проститься с её прахом в школах,
давно носящих её имя, а затем похоронили рядом с фигурой птицы. Некоторые,
однако, утверждают, что независимым информагентствам нет места в мире XXI века. |