Благоустроение

После затишья августовские календы принесли с собой россыпь событий. В России разучивают новые ценники, в целом индифферентно восприняв тот огорчительный факт, что денег извне больше не будет. Российский фатализм приучил нас к тому, что как-нибудь и без этого проживем. Будучи ещё в нежном возрасте, мой сын как-то, выслушав объяснения относительно причин, по которым очередной игрушечный грузовик не может быть нами приобретен, высказал примечательную находчивость ума, предложив мне поменять одну купюру на несколько. Подозреваю, что правительство ЧВС с ЦБ на пару много лет руководствовались сходной доктриной.

Прочий мир изумлен каузальной зависимостью полицейских акций Америки от выбора галстука президентом США. Зато российским телезрителям с борта крейсера была преподнесена формула Короля-Солнца в несколько измененной редакции, но зато под аккомпанемент ракетных стрельб. На Кавказе опять же шалят...

Все это в конце концов надоедает. Гораздо любопытнее наблюдать усилия районной управы "Замоскворечье" по приданию товарного вида Люсиновской улице, на которой расположилась редакция РЖ. Весьма деловая дама, служащая в Управе заместителем начальника, по несколько раз на день лично инспектирует качество выравнивания газонов, а ввечеру терпеливо изъясняет окрестным "ракушечникам", что известные "тентовые покрытия" придётся убрать от глаз начальства куда-нибудь на задние дворы. Само по себе это таинство ласкает взор — газоны обещают быть недурственными, тем более что диагональных дорожек много, да и утомленному населению в последнее время наскучили традиции мелкого вандализма. Однако же нечто отравляет сколько-нибудь внимательный взор. Газон, как водится, окаймляется т.н. бортовым камнем, отформованным из прочного бетона. Укладывали камни по шнуру и в целом ровно, затем дорожку асфальтируют, так что камни, предварительно врытые в землю, оказываются аккуратно запечатаны асфальтовой смесью. Хорошо, да не совсем. По двум раздельным причинам.

Устроение газонов в городах — дело не вполне новое, и кое-что в мире по этому поводу известно. Первое: у травы, в том числе и той сортовой, какой засеян люсиновский партер, есть одно скверное свойство — она не любит соприкосновения с камнем, что естественным, что искусственным. Не со вчера известно, что недисциплинированная трава непременно от камня отползет, оставив вдоль него неприятные пролысины. Зная об этом, зарубежные благоустроители устраивают вдоль бортового камня специальную дорожку сантиметров на десять шириной и покрывают её сосновой или иной корой, предварительно озаботившись ее измельчить, но не слишком. Второе: у нас случается зима, и по необоримому физическому закону воде свойственно замерзать при минусовой температуре. А потом оттаивать. Снова замерзать и снова оттаивать. По этой скучной причине между бортовым камнем и асфальтом дорожки сначала образуется щель, а через одну-две зимы камни начнут перекашиваться. Зная и об этом, зарубежные благотворцы под маленький (снаружи) камень делают глубокую траншею, и камень соответственно изготовляют большим, тем самым разбазаривая бюджетные средства. Более того, они в гордыне своей до того дошли, что от асфальта категорически отказались и мостят дорожки камнем на толстой песчаной подушке. Да ещё укладывают каменные блоки или плиты не по горизонтали, а с легким уклоном, да не к краям, а к оси дорожки — это чтобы не застаивались лужи.

Знают об этом московские добротворцы? Знают.


Опубликовано в "Русском журнале", 21.05.1998



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее