Новый год. Два ритуальных
дня самозаконного безделья. ТВ по всем каналам демонстрировало редкую убогость
фантазии. Пока были большие деньги, пышность антуража несколько прикрывала отсутствие
профессионального умения развлекать. Сплошь "Голубой огонек" с тем единственным
отличием, что не сидя, а пританцовывая. Разве что на ТВ-6 хотя бы довольно мило
подпевали и изображали пляски сначала барышни-ведущие, усиленные "Стрелками",
а потом ведущие мужеска пола, поддержанные ещё кем-то. Тридцатый раз пялиться
на "Карнавальную ночь" или на "С легким паром", или на "Чародеев" увольте. Выползать
из дому решительно не хотелось и тут вспомнилось, что в переходе под Страстной
площадью была куплена видеокассета, примечательная во многих отношениях. "Пятый
элемент" Люка Бессона. Во-первых, это "наш" (европейский) ответ Голливуду,
почти синхронизированный с введением евро. Судя по обилию компьютерных эффектов
и отработанности декораций, деньги в фильм вложены немалые: похоже Бессону удалось
добыть монету в Евросоюзе, у "Гомон" таких сумм никогда не водилось, тогда как
фирмы-спонсоры не указаны. Если судить по потрясающей сцене классической погони
полицейских леталок за такси-леталкой главного героя, ответ Голливуду получился
вполне. Во-вторых, Европа явно научилась, наконец, работать грамотно, не
впадая в комплексы, то есть изначально фильм рассчитан на всемирный прокат, для
чего, собственно, на главную мужскую роль и был приглашен Брюс Уиллис. Более того,
у Бессона достало понимания ввернуть Уиллиса в фильм таким, каков он есть, и не
пытаться менять хотя бы чёрточку в этом самотождественном "крепком орешке" с чуть
застенчивой усмешкой. В-третьих, это именно европейский ответ, поскольку
недаром вспомнилось "Привидение замка Моррисвиль", некогда состряпанное на "Баррандове"
чехами, с куда как меньшими претензиями. Фильм битком набит аллюзиями не без милой
интонации издевки над американской версией масскульта. В самом деле, ряженый дамой
чёрный телеведущий, за которым мчится кучка помоганцев-льстецов, не может не натолкнуть
на мысль о замечательной госпоже Мадонне. Привычность общения с некими монголорами
и прочей галактической братией не может не вызвать в памяти нуднейший Star
Treck. Зависший в космическом пространстве суперотель с его плюшем и шикарными
старомодными телефонами даже по форме напоминает "Титаник". Не говоря о том, что
сцена паники прямиком из этого блокбастера 98-го года, который творили достаточно
долго для того, чтобы отсылка к нему могла прозвучать в фильме, вышедшем лишь
чуточку позже. Огненная планета, грозящая убить все живое на Земле, одновременно
и из "Звездных войн", и из "Армагеддона". Наконец, финальная сцена, в которой
совершенная космическая барышня (Мила Йовович, сильно повзрослевшая с первого
из кассовых успехов Бессона) и Брюс Уиллис целомудренно are making love в стальном
саркофаге лаборатории, а мудрый (чёрный) президент Галактической Ассоциации (разросшегося
ЕС) вот-вот заглянет к ним через форточку, живьём повторяет финал одного из "Бондов"...
Это лишь то, что я опознал наверное в действительности Бессон склеил вместе
немереное количество цитат, что позволит дряхлеющим мыслью французским постмодернистам
встряхнуться и выдать очередные тома глубокомысленной риторики на пустом месте. Единственная
осечка (впрочем, и та может быть сознательной имитацией сцены enforced кормления
антигероя кубриковского Clock-work Orange кадрами насилия) чуть выпадающая
из интонации капЕль слез Совершенной барышни при просмотре ею файлов истории XX
века. Вся прелесть, однако же, в том, что отстраненно иронизируя над масскультом,
фильм Бессона целиком и полностью вписывается в формулу масскульта и обречен на
добротный коммерческий успех у зрителей всех возрастов, с особым вниманием к детишкам
и их кассовой мощи. Единственный, кто, на мой взгляд, провалился, так это
Жан-Поль Готье, чьи откутюрные ресурсы фантазии на порядок уступают всем прочим
изыскам художников-дизайнеров фильма во главе с Марком Стетсоном, безукоризненно
раскрутившим кухню спецэффектов. На первый взгляд, типичный римейк с римейков,
явно имеющий в основе "Звездные врата", хотя, впрочем, мысль дизайнера весьма
по-европейски чуть ещё скована излишней доминантой режиссуры. Впечатление от
просмотра оказалось, как видите, нагружено немалым объемом европеизмов, при общем
ощущении едва ли не гордости за "нас", европейцев, которые "их умыли". И
отдельное спасибо НТВ-Профит, обеспечившему действительно добротное качество видеокопий,
что лишний раз убеждает: все у НТВ ещё впереди. (Тем более, что 2 января
четвёртый канал прокрутил-таки Бессона). |