Моррисвиль-98

Новый год. Два ритуальных дня самозаконного безделья. ТВ по всем каналам демонстрировало редкую убогость фантазии. Пока были большие деньги, пышность антуража несколько прикрывала отсутствие профессионального умения развлекать. Сплошь "Голубой огонек" — с тем единственным отличием, что не сидя, а пританцовывая. Разве что на ТВ-6 хотя бы довольно мило подпевали и изображали пляски сначала барышни-ведущие, усиленные "Стрелками", а потом ведущие мужеска пола, поддержанные ещё кем-то. Тридцатый раз пялиться на "Карнавальную ночь" или на "С легким паром", или на "Чародеев" — увольте. Выползать из дому решительно не хотелось и тут вспомнилось, что в переходе под Страстной площадью была куплена видеокассета, примечательная во многих отношениях.

"Пятый элемент" Люка Бессона.

Во-первых, это "наш" (европейский) ответ Голливуду, почти синхронизированный с введением евро. Судя по обилию компьютерных эффектов и отработанности декораций, деньги в фильм вложены немалые: похоже Бессону удалось добыть монету в Евросоюзе, у "Гомон" таких сумм никогда не водилось, тогда как фирмы-спонсоры не указаны. Если судить по потрясающей сцене классической погони полицейских леталок за такси-леталкой главного героя, ответ Голливуду получился вполне.

Во-вторых, Европа явно научилась, наконец, работать грамотно, не впадая в комплексы, то есть изначально фильм рассчитан на всемирный прокат, для чего, собственно, на главную мужскую роль и был приглашен Брюс Уиллис. Более того, у Бессона достало понимания ввернуть Уиллиса в фильм таким, каков он есть, и не пытаться менять хотя бы чёрточку в этом самотождественном "крепком орешке" с чуть застенчивой усмешкой.

В-третьих, это именно европейский ответ, поскольку недаром вспомнилось "Привидение замка Моррисвиль", некогда состряпанное на "Баррандове" чехами, с куда как меньшими претензиями. Фильм битком набит аллюзиями не без милой интонации издевки над американской версией масскульта. В самом деле, ряженый дамой чёрный телеведущий, за которым мчится кучка помоганцев-льстецов, не может не натолкнуть на мысль о замечательной госпоже Мадонне. Привычность общения с некими монголорами и прочей галактической братией не может не вызвать в памяти нуднейший Star Treck. Зависший в космическом пространстве суперотель с его плюшем и шикарными старомодными телефонами даже по форме напоминает "Титаник". Не говоря о том, что сцена паники — прямиком из этого блокбастера 98-го года, который творили достаточно долго для того, чтобы отсылка к нему могла прозвучать в фильме, вышедшем лишь чуточку позже. Огненная планета, грозящая убить все живое на Земле, — одновременно и из "Звездных войн", и из "Армагеддона". Наконец, финальная сцена, в которой совершенная космическая барышня (Мила Йовович, сильно повзрослевшая с первого из кассовых успехов Бессона) и Брюс Уиллис целомудренно are making love в стальном саркофаге лаборатории, а мудрый (чёрный) президент Галактической Ассоциации (разросшегося ЕС) вот-вот заглянет к ним через форточку, живьём повторяет финал одного из "Бондов"... Это лишь то, что я опознал наверное — в действительности Бессон склеил вместе немереное количество цитат, что позволит дряхлеющим мыслью французским постмодернистам встряхнуться и выдать очередные тома глубокомысленной риторики на пустом месте.

Единственная осечка (впрочем, и та может быть сознательной имитацией сцены enforced кормления антигероя кубриковского Clock-work Orange кадрами насилия) — чуть выпадающая из интонации капЕль слез Совершенной барышни при просмотре ею файлов истории XX века.

Вся прелесть, однако же, в том, что отстраненно иронизируя над масскультом, фильм Бессона целиком и полностью вписывается в формулу масскульта и обречен на добротный коммерческий успех у зрителей всех возрастов, с особым вниманием к детишкам и их кассовой мощи.

Единственный, кто, на мой взгляд, провалился, так это Жан-Поль Готье, чьи откутюрные ресурсы фантазии на порядок уступают всем прочим изыскам художников-дизайнеров фильма во главе с Марком Стетсоном, безукоризненно раскрутившим кухню спецэффектов.

На первый взгляд, типичный римейк с римейков, явно имеющий в основе "Звездные врата", хотя, впрочем, мысль дизайнера — весьма по-европейски — чуть ещё скована излишней доминантой режиссуры. Впечатление от просмотра оказалось, как видите, нагружено немалым объемом европеизмов, при общем ощущении едва ли не гордости за "нас", европейцев, которые "их умыли".

И отдельное спасибо НТВ-Профит, обеспечившему действительно добротное качество видеокопий, что лишний раз убеждает: все у НТВ ещё впереди.

(Тем более, что 2 января четвёртый канал прокрутил-таки Бессона).


Опубликовано в "Русском журнале", Соглядатай. Выпуск 12 

...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее