Вопрос о гражданском
обществе не предмет прогнозирования. Это проектная, созидаемая
реальность, и отталкиваться от сегодняшнего положения полдела.
Будущий год для ядер гражданского общества в России имеет огромное
значение. Либо его базовые формы правозащитные организации (в широком
понимания прав человека), местное самоуправление, экспертные сообщества,
свободная пресса сумеют разумно использовать новую политическую
карту страны, либо они не совладают с этой задачей. Под новой
картой я имею в виду становление «двухсполовинной» партийной системы,
которой в году думских выборов понадобятся союзники для привлечения
избирателей на сторону одной из «Россий» или объединенного либерального
блока (если тот сможет преодолеть застарелые комплексы). Значит,
торг уместен.
Вне этого предвыборного контекста можно достичь частичных успехов
где-то провести активных людей в региональные общественные палаты,
где-то успешно реализовать гранты, но всё это не означает нового
качества. А речь идёт именно о новом качестве особенно в преддверии
момента, когда президент Путин, вполне последовательно стремящийся
к укреплению гражданственности, уступит место новому президенту,
который либо будет, либо не будет поддерживать эту линию развития
России.
В частности это вопрос и об Общественной палате, которой впервые
предстоит ротация состава, и отнюдь не предопределено, что в следующем
составе будет столько же людей, воспринявших свою задачу всерьёз
как служение, как построение в полном смысле слова независимой
экспертной площадки.
Нынешний год стал временем нескольких серьёзных атак на саму
идею местного самоуправления. Здесь и принятые Государственной
Думой поправки к закону об основах организации местного самоуправления
(МСУ), к бюджетному и налоговому кодексам, вследствие чего полономочия
у МСУ есть, а средств на их реализацию почти нет. Здесь и попытки
привнести в этот закон новые поправки сначала весной, затем
осенью с единой целью: всемерно ослабить МСУ в столицах субъектов
Федерации. Кстати, речь шла вовсе не о мэрах только, но и об устранении
городских дум тоже. Здесь и явная системность в охоте на мэров,
часть которых не без греха нередко греха вынужденного, так как,
не нарушая бесчисленных правил, практически невозможно эффективно
действовать в условиях бюджетной нищеты и отсутствия права
на экономическую деятельность мэрий. Не столь уж важно, кто был
инициатором этого нажима, будь то часть президентской администрации,
губернаторы, или федеральные ведомства. Будущий год покажет,
сумеют ли лидеры местного самоуправления сформировать мощное движение,
открыто и честно продвигающее необходимые перемены в законодательстве.
С формированием Всероссийского совета местного самоуправления
такой шанс появился, но пока ещё это только лишь шанс.
Многое будет зависеть от того, удастся ли объединенными усилиями
добиться таких изменений в налоговом законодательстве, чтобы предпринимательскому
корпусу стали выгодны совершенно прозрачные формы благотворительности
нетерпима сегодняшняя ситуация, когда выделять средства неправительственным
организациям можно только после уплаты всех налогов (и неналоговых
«добровольных» взносов, добавим). Наконец, ключевое значение сегодня
приобретает ситуация выбора: или государственная и муниципальная
власть осознают, наконец, что только некоммерческие неправительственные
организации способны решить целый ряд социальных задач, будь то
формирование ТСЖ, или проблема сирот при живых родителях, или
эффективный контроль за реконструкцией городской и сельской среды.
Осознают значит, поймут, что им нужно доверить толику бюджетных
средств и внебюджетных фондов.
Все это суть вопросы, ответы на которые спрогнозировать невозможно
эти ответы можно получить в действии, в напряженной, целенаправленной
деятельности зерён гражданского общества, которым ещё предстоит
сформировать эффективные сетевые структуры.
|