Выступление в клубе "Восточная политика"

Слева: Олег Игоревич Генисаретский, посередине: Вячеслав Леонидович ГлазычевГлазычев В.Л.: Я вспомнил, что сто лет назад, в первое десятилетие ХХ века, часть российского образованного класса пыталась понять, что такое христианство. И не очень в этом преуспело по тысяче и одной причине: и по собственной необразованности, и по историческим событиям. Примерно в такой же ситуации мы находимся сейчас, когда лишь очень малая часть образованного класса России пытается на самом деле понять что скрывается за общим словом «ислам». Я не исключение как профессионал, что-то понимающий в проектировании. Я могу сказать на реплику господина Третьякова, что проекта нет, а утопия есть, и иногда утопия сильнее проектов. Грамотного проекта, слава Богу, пока нет.

Из зала: Скоро будет.

Глазычев В.Л.: Может быть, скоро и станет. Второе, что меня чрезвычайно беспокоит как человека, работающего преимущественно с муниципалитетами, с малыми муниципальными образованиями, малыми городами и районами, в которых, как и везде у нас в стране мозаика этно-конфессиональная совершенно фантастична. Беспокоит то, что из-за абсолютного непонимания того, что мозаика не является монолитом, вся система административного планирования и проектирования просто оказывается направлена в пустоту, поскольку контакта с собственным населением таким образом получить невозможно, и, кстати, партии будут проваливаться в пустоту, потому что у них тоже нет никакой этно-конфессиональной политики. Что здесь чрезвычайно меня беспокоит - это постоянное смешение того, где кончается собственно вероисповедание, где идут религиозные институты, где идёт структура ещё феодальных и профеодальных отношений, и где идёт трагедия экономики, в которой Северный Кавказ в значительной части, Средняя Азия в значительной части попросту не обеспечивают себя продовольствием и обеспечить не могут. Значит, здесь вопрос экономический, вопрос содействия, взаимодействия в решении экономических, технологических, техноменеджеральных вопросов, которые бы соотносили современное производство, в том числе хайтэк, с образом жизни и стилем жизни, этот вопрос всерьёз, ну, или я ничего не читал, ещё не обсуждался, так что его обсуждать можно конкретно.

И маленький здесь пример. Вчера показывает наше телевидение: Аргун, восстановление ТЭЦ. Замечательно. Но восстанавливается опять безумная система производства, рассчитанная в своё время исключительно на импорт внешней рабочей силы, не затрагивавшей внутреннюю рабочую силу, потому что клановую, семейную структуру производства, отношения мужчин, женщин, взрослых, стариков и прочего как игнорировала, так и игнорирует. Детский вопрос: когда мы этот вопрос станем обсуждать всерьёз? Наверное, не за таким «круглым столом», а в парламентских комитетах. Увы, депутат нас покинул, но я ещё не встречал парламентских слушаний по этой проблеме, а она, на мой взгляд, ключевая.

И последняя фраза. Мне кажется принципиально важным здесь серьёзным экспертным сообществом, журналистским сообществом всё-таки начать браться за проблему тотального невежества, которое, увы, разделяет и духовенство на девять десятых, насколько я сталкивался с их суждениями. Это тоже неграмотность, не владение своим материалом. С этим сталкиваешься постоянно и в православии, и в мусульманстве в одинаковой степени.


24.12.2001

§ Клуб "Восточная политика"

§ Комиссия по развитию этнокультурных и конфессиональных отношений



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... - см. подробнее