Глазычев В.Л.: Я вспомнил, что сто лет назад,
в первое десятилетие ХХ века, часть российского образованного
класса пыталась понять, что такое христианство. И не очень
в этом преуспело по тысяче и одной причине: и по собственной
необразованности, и по историческим событиям. Примерно в
такой же ситуации мы находимся сейчас, когда лишь очень
малая часть образованного класса России пытается на самом
деле понять что скрывается за общим словом «ислам». Я не
исключение как профессионал, что-то понимающий в проектировании.
Я могу сказать на реплику господина Третьякова, что проекта
нет, а утопия есть, и иногда утопия сильнее проектов. Грамотного
проекта, слава Богу, пока нет.
Из зала: Скоро будет.
Глазычев В.Л.: Может быть, скоро и станет.
Второе, что меня чрезвычайно беспокоит как человека, работающего
преимущественно с муниципалитетами, с малыми муниципальными
образованиями, малыми городами и районами, в которых, как
и везде у нас в стране мозаика этно-конфессиональная совершенно
фантастична. Беспокоит то, что из-за абсолютного непонимания
того, что мозаика не является монолитом, вся система административного
планирования и проектирования просто оказывается направлена
в пустоту, поскольку контакта с собственным населением таким
образом получить невозможно, и, кстати, партии будут проваливаться
в пустоту, потому что у них тоже нет никакой этно-конфессиональной
политики. Что здесь чрезвычайно меня беспокоит это
постоянное смешение того, где кончается собственно вероисповедание,
где идут религиозные институты, где идёт структура ещё феодальных
и профеодальных отношений, и где идёт трагедия экономики,
в которой Северный Кавказ в значительной части, Средняя
Азия в значительной части попросту не обеспечивают себя
продовольствием и обеспечить не могут. Значит, здесь вопрос
экономический, вопрос содействия, взаимодействия в решении
экономических, технологических, техноменеджеральных вопросов,
которые бы соотносили современное производство, в том числе
хайтэк, с образом жизни и стилем жизни, этот вопрос всерьёз,
ну, или я ничего не читал, ещё не обсуждался, так что его
обсуждать можно конкретно.
|
И маленький здесь пример. Вчера показывает наше телевидение:
Аргун, восстановление ТЭЦ. Замечательно. Но восстанавливается
опять безумная система производства, рассчитанная в своё
время исключительно на импорт внешней рабочей силы, не затрагивавшей
внутреннюю рабочую силу, потому что клановую, семейную структуру
производства, отношения мужчин, женщин, взрослых, стариков
и прочего как игнорировала, так и игнорирует. Детский вопрос:
когда мы этот вопрос станем обсуждать всерьёз? Наверное,
не за таким «круглым столом», а в парламентских комитетах.
Увы, депутат нас покинул, но я ещё не встречал парламентских
слушаний по этой проблеме, а она, на мой взгляд, ключевая.
И последняя фраза. Мне кажется принципиально важным здесь
серьёзным экспертным сообществом, журналистским сообществом
всё-таки начать браться за проблему тотального невежества,
которое, увы, разделяет и духовенство на девять десятых,
насколько я сталкивался с их суждениями. Это тоже неграмотность,
не владение своим материалом. С этим сталкиваешься постоянно
и в православии, и в мусульманстве в одинаковой степени.
|