Честно говоря, не без грусти я принял приглашение принять участие
в работе Института не потому, что это неприятно само по
себе, а потому что это связано с памятью о Никите Васильевиче
Воронове. Если мы с ним и не были очень дружны, то достаточно
близки и знали друг друга слишком много лет. Но, увы, Воронова
с нами уже нет, и нам надо было решить вместе: или ставить крест
на теме дизайна, на отделе дизайна, или начинать в значительной
степени заново.
Вы прекрасно понимаете, что есть объективные обстоятельства,
уронившие в значительной степени тему дизайна, когда собственное
производство в России практически почти свернулось, когда импорт
является единственной формой общения с дизайном, иногда недурным,
иногда дурным, это одна сторона дела. Хотя здесь сразу
надо обозначить: именно последние пару лет в разных точках страны
намечается движение, когда руководство промышленных предприятий,
или, вернее, уже коммерческих промышленных фирм начинает ставить
собственные задачи. Немножко это началось в мебели, немножко это
началось в производстве технических вещей, вроде промышленных
вентиляторов.
Сейчас критический момент: или мы успеваем подхватить и усилить
это явление, чтобы профессионализм не упал окончательно, или мы
упускаем это из рук.
Второе объективное обстоятельство, которое переносит центр тяжести
сюда в Институт, это практическая ликвидация ВНИИ Технической
эстетики, который де-юре существует, но новое руководство осуществило
классический переем недвижимости. Там теперь другие интересы.
К счастью, пока выплачивают зарплату очень небольшому кругу людей,
которые там ещё есть. Это очень сильный удар, потому что всё-таки
это была традиция, уже 40 лет как-никак, и что удастся
удержать не знаю, но будем стараться.
Третий удар (ну, увы, жизнь жестока) замечательный, близкий
мне человек, Ксения Андреевна Кондратьева, декан Строгановки,
которая тянула не только педагогическую практику, но и теоретические
работы в школе, ушла из жизни, и опять здесь провал.
Что позволяет мне надеяться на то, что мы можем несколько поправить
положение? Огромное число кафедр по стране, всё-таки работа
предыдущего поколения сказалась в том, что сейчас это не только
Москва и Петербург, это и Самара, и Симбирск, и Саратов, и даже
Пенза с очень интересной кафедрой тамошней академии, и Великий
Новгород можно долго перечислять. Поэтому первая задача,
которую я поставил и был в принципе поддержан руководством института:
постараться вскоре сложить сборник прежде всего как систему
предъявления научных и художественных, и профессиональных работ
кафедр по стране. Только через сборник можно восстановить отдел
по факту, построить его только через объединение усилий разных
авторов. Я уже направил обращение такого рода к ним при поддержке
Союза дизайнеров и в опоре на его сеть с просьбой прислать аннотации
статей, имею первые отклики. Будет возможность вступить в контакт
с авторами интересных аннотаций: честно говоря, я ведь не знаю
очень многих их этих людей, и это естественно. Не знаю не только
потому, что я пару десятилетий был более в мире архитектуры, чем
в профессиональном дизайне, но и потому, что это новые люди, которые
пока в сборниках не были представлены. Предыдущая серия
это была работа, так сказать, первого поколения.
Вторая задача, которую мы начали решать ещё летом этого года,
до того, когда я формально вошел в Институт, заключалась в том,
что вместе с Юрием Владимировичем Назаровым мы провели специальный
проблемный семинар элиты Союза дизайнеров России в Набережных
Челнах, где уцелел сильный промышленный дизайн. Семинар был посвящен
простому вопросу: как жить дальше? Т.е. как Союзу реагировать
на новые ситуации, какие задачи можно реалистически поставить
и пробовать их решить сейчас и здесь. И уже тогда мы решили обязательно
попробовать играть общую мелодию, так сказать, на чёрных и на
белых клавишах. Объединить по существу практико-организационную
работу Союза дизайнеров и критико-исследовательскую работу здесь
в отделе (формальное объединение здесь не требуется).
Третье, очень важное обстоятельство заключается в том, что за
прошедшие годы возникло мощное, новое по сути направление в сфере
дизайна (очень давно, когда я писал свою первую книгу
по дизайну, это направление лишь угадывалось), когда
речь идёт о проектировании не конкретных предметных форм, а целых
организационно-культурных систем. Сейчас мои молодые коллеги
я их представлю вашему вниманию через минуту заняты тем, что
обрабатывают крайне любопытный документ это программа развития
городской среды и городской культуры в английском Шеффилде. Сама
такая программа выступает здесь предметом проектной и исследовательской
деятельности вместе. Такую же по природе схему два года назад
ряд моих коллег и я реализовали в Приволжском федеральном округе
под названием «Культурная
столица года». Это осознанное воспроизведение европейской
модели изобретать велосипед здесь не нужно, но адаптация
этого механизма к нашим экономическим и культурным условиям, как
вы понимаете, превращается в сложную творческую, проектную задачу,
где элементы художественного подхода, организационно-деятельностного
подхода, исследовательского подхода (потому что надо понять человеческие
ресурсы) все сливается вместе.
Сфера выставок давно уже была в кругу интересов дизайна, но сегодня
она дополнилась, и ряд кафедр страны занят дизайном в сфере коммуникации
это так называемый веб-дизайн, или дизайн в сфере Интернета,
где совершенно иначе выстраивается и образ, и работа с временем
посекундно измеряемым временем. Это просто другой проектный
мир. Скажем, в Тольятти, как это ни странно, в тамошней Академии
управления, работает отличная кафедра Интернет-дизайна. Понять:
кто сейчас где это уже задача №1, вытащить на свет все
интересное, что происходит в стране задача №2, продолжить
работу критического осмысления того, что происходит в этой сфере
в мире, № 3. Тут тоже есть, вне всякого сомнения, некий кризис
жанра, и все чаще (недаром журнал «Эксперт»
издает приложение, которое называется «Вещь») надо разобраться,
какой дизайн или даже какие дизайны утверждаются на пьедестале
в роли образцов. Сферы художественной и общекультурной критики
здесь смыкаются.
Не знаю, насколько удастся добиться того, чего добиться хочется,
но сделаем, что сможем. Благодаря вниманию со стороны руководства
института, в нашем отделе уже появилось двое молодых сотрудников
Екатерина Гандрабура и Елизавета Фокина. Это молодые, но
уже опытные в работе с новой областью дизайна люди, знакомые с
организацией сложных систем, развивающихся во времени и пространстве
культуры. Мы непременно подготовим первый сборник к весне, поскольку,
увы, Никита Васильевич Воронов слишком дурно чувствовал себя последние
полгода, и работа над сборником не продвинулась сколько-нибудь
существенно. Первая статья сборника, который мы будем готовить,
посвящена Никите Васильевиче Воронову. Работа над этой статьей
уже идёт .
|