Анонимность власти должна уступить место
персональности власти

Последствия решения Верховного суда России о необходимости создать в районах Москвы органы местного самоуправления в интервью корреспонденту Страны.Ru Андрею Егорову комментирует профессор Высшей школы экономики, бывший кандидат в вице-мэры Москвы Вячеслав Глазычев.

— Решение Верховного суда, принятое сегодня, 30 марта, уже вступило в силу. Могут ли районные управы самостоятельно избирать своих глав уже сейчас, или они должны дождаться изменения московского законодательства?

Глазычев В.Л.: Они, конечно, должны дождаться изменения Устава города. Более того, если мы переходим в практическую плоскость, то, строго говоря, с этого нельзя и начинать. Если расшифровать решение суда всерьёз, то оно означает следующее: почти вся недвижимость должна перейти к районам. Московское правительство теперь — правительство губернии, и никакого отношения к хозяйственным функциям, кроме общегородских (метро, водопровод, другие коммуникации), иметь не должно. Это дело районных управ. Было бы наивно считать, что те к этому готовы. Для этого потребуется года два. В разделении полномочий между городом как губернией и районом как местным самоуправлением — ещё конь не валялся. Я согласен с московскими властями в том, что нынешняя команда мэра должна доработать свой срок, потому что подготовка к серьёзной передаче властных функций дело нешуточное. Здесь всякая самодеятельность чревата последствиями.

Можно решить эту проблему рационально. Другое дело, окажется наш высокочтимый мэр на это способен или нет. Тем более что частично она уже решалась, но только с соизволения сверху. Теперь то же самое нужно будет делать в условиях бюджетной самостоятельности управ. А у московских районов, кроме сборов и штрафов, пока нет других источников пополнения собственных бюджетов. Да, большинство районов Москвы окажется дотационными. Но они должны не ходить с протянутой рукой, а распоряжаться строго определёнными средствами, положенными каждому району в соответствии с городским бюджетом. Кроме того, всё равно потребуется консолидированный бюджет, который поддержит явно дотационные районы, где нет серьёзной коммерции. Есть районы старые, дотационные, есть молодые. У них разные потребности в ремонтных средствах.

Мэр должен стать как бы "разводящим" районов, а не строителем, инвестором и т.д. Это колоссальный психологический взрыв, который не осознан ещё всерьёз. Но, похоже, он постепенно осознается. По крайней мере, на уровне общего принципа никто уже не возражает против местного самоуправления в Москве. Многое из нынешнего решения Верховного суда мэрия уже постаралась вчера выполнить: предложили упразднить мэрию и пост главы московского правительства, а также ввести самоуправление на уровне управ. Эти инициативы даже радикальнее, чем похожие предложения, которые ранее обсуждались в гордуме. Вот когда дойдет до деталей — бюджета, собственности, — вот тогда, конечно, начнутся главные трудности.

— Зачем эти изменения нужны простому москвичу?

Глазычев В.Л.: Чем ближе власть к рядовому горожанину, тем больше у него шансов, что ему что-то перепадет. Не в карман, а в виде починенного тротуара или чего-то ещё . Теоретически у горожанина появляется больше контроля. Если москвич начнет избирать своего мэра для собственного 30-60-тысячного района, то в этом отношении он уравнивается с жителем Ногинска. Анонимность власти, которая имеется при нынешних назначаемых главах управы, уступит место персональности власти, персональности ответственности. Само по себе это ещё ничего не даёт, но это шаг к тому, что мы называем гражданским обществом.


Опубликовано на сайте Страна.Ru, 01.04.2001, 19:59

См. также:

§ Страна.Ru, Центральный округ: "Москва получит непротиворечивый Устав"



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее