Экспертный опрос на "Форуме регионального развития",
Казань, 3-4 июля 2003 года

1. Какой на Ваш взгляд должна быть государственная региональная политика и каковы её основные направления?

До сих пор скелетом региональной политики было проведение в жизнь двух базисных схем: первая схема представляла собой рассредоточение ВПК, после чего проводилась индустриализация и советская квазиурбанизация в масштабе карты СССР. Вторая, гомеостатическая, схема заключалась в относительном выравнивании условий жизни.

По большей части, она присутствовала лишь как идея, и лишь отчасти — как факт. В течение последних десяти лет роль региональной политики играли обособленные, индивидуальные сделки центра с региональными властями.

На мой взгляд, региональная политика может называться таковой только в том случае, если она будет подчинена задаче выживания страны под условным упрощенным лозунгом «К 2040 году — 300 миллионов жителей России — здоровых, образованных, работающих и имеющих достойный доход!» Перевод этого лозунга на язык региональной политики означает, прежде всего, крупномасштабное картирование России по нескольким основаниям:

Основание первое, стратегическое: «контур» — Север как ресурс, Дальний Восток как ресурс и барьер, Юго-восток как фильтр, Калининградская область как плацдарм.

Основание второе, этно-стратегическое: «охват» — Северный Кавказ, Оренбуржье, Среднее Поволжье, Центральное кольцо вокруг Московской области.

Основание третье, этнокультурное — «узлы» развития.

Основание четвёртое, культурно-экономическое: «регионы роста», «регионы консервации» (республики Северного Кавказа, Бурятия, Тува) и «регионы экологической регенерации» (исторический центр, север, Сибирь кроме точек роста, Дальний Восток кроме «контура»).

Основание пятое, евразийское: «направления» и их опорные узлы.

При условии дифференциации подходов по карте страны появляется несколько новых политических задач. Это реформа администрирования, формирование функциональных федеральных округов по названным основаниям и округов (школьных, полицейских и пр.), охватывающих части соседних регионов и центрированных на опорные узлы; это формирование культурных автономий как сетевых систем, опирающихся на культурные узлы (роль университетов).

2. Считаете ли Вы возможным положить в основу государственной региональной политики структуру опорных регионов и крупнейших городов, и если считаете возможным, то какие субъекты Федерации и крупнейшие города могли бы стать такими опорными? Просим назвать не более 10 субъектов Федерации и городов.

Да, конечно, но схема будет зависеть от стратегического планирования.

Список же таких регионов и городов уже известен:

  • Московская область вместе с Москвой как единый субъект федерации, что позволит превратить Москву и Подмосковье в нормальную агломерацию, т.е. федерацию муниципалитетов;
  • Петербург и область;
  • Калининград;
  • Ростов-на-Дону;
  • Нижний Новгород;
  • Самара;
  • Пермь;
  • Оренбург;
  • Новосибирск;
  • Владивосток.

3. Как можно было бы разметить функцию стратегического управления развитием для федеральных, субфедеральных и муниципальных органов управления?

Ответ ясен из предыдущего.

Ядром федеральной стратегии для федеральных органов управления должна стать бинарная схема Москва — Санкт-Петербург, ядром стратегии по отдельным направлениям — выносные блоки правительства. Для субфедеральных органов управления основное значение должны приобрести федерально-окружные органы власти как контрольные, региональные (в качестве реликта, постепенно теряющего значение) и культурные автономии (сети) и функционально-окружные образования (полицейские, МЧС, школьные, здравоохранения, возможно, и другие — например, конфессиональные). Муниципальные органы управления — за исключением ядер доказанного роста — я бы вообще исключил из числа тех, кому предстоит решать задачи стратегического управления: им пока что надо научиться решать задачи выживания и санации.

4. Какой состав документации необходим для разработки и реализации согласованной по вертикали и горизонтали стратегии регионального развития?

Как ни затаскано это понятие, необходима единая схема расселения, но её надо рассматривать в стратегическом ключе. На макрорегиональном уровне эту схему надо рассматривать в экономико-стратегическом ключе, а на функционально-окружном уровне её надо согласовывать с региональными органами управления.


В рамках подготовки к третьему приволжскому Форуму «Стратегии регионального развития» исполнительная дирекция проводила опрос экспертов с целью формирования экспертной «Повестки дня регионального развития России». Результаты опроса других экспертов Вы можете найти на сайте форума.

См. также

§ Центр стратегических исследований ПФО

§Интервью ВГ Возможна или нет единая схема устройства местного самоуправления в России?

§ Городская среда. Технология развития



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее