Не было никакого мира и не было никакой общины. Это всё выдумки
эпохи графа Киселева. И это, господа, вредная чрезвычайно позиция.
Я вернусь к докладу. Главный тезис такой двойной будет. Для функционирования
государственной машины партийная система не требуется. Драма конца
социализма была в том, что никакой партии не было, а была бюрократия
в форме партии, которая имела задачи функционирования, чтобы поезда
ходили. Но они всё хуже ходили.
Для развития придётся задать другой вопрос: а есть ли институт
развития в стране? С моей точки зрения пока такого института нет.
Потому что существующая отраслевая конструкция мышления, а не
только организации, то, что называли технократией это как
раз главный сегодня противник модернизации и главное препятствие
модернизации. Конкретнейшие совершенно примеры задаются
изнутри структуры чрезвычайно уважаемого и симпатичного господина
Якунина. Программа протягивания бесконечного количества километража.
А вопрос о повышении скорости и не только между Москвой и Петербургом,
а ещё и между Красноярском и Новосибирском, Екатеринбургом и Челябинском
и так далее вообще не ставится.
Как в Москве в метрополитене ставится вопрос только об удлинении
линий и увеличении станций и пересадок. Изнутри эта система не
заинтересована в модернизации, как не заинтересована в ней система
проектирования дорог, уже утвержденная правительством в этой же
логике. Эта логика закрепляет замечательную советскую систему,
так называемого асфальтобетона ещё на двадцать лет. То есть закапывание
денег в ту же яму бесконечно.
Получается, что эта могучая структура, пока могучая, полностью
унаследованная сначала от царской России, потом советской России
ничего тут не менялось, те же люди переходили, те же специалисты
этим занимались. Она остается и сегодня неколебимой, и возникает
вопрос: а импульс к модернизации извне через какие механизмы может
туда проникнуть? Как только внешний, а внешний заданный политическими
инструментами, потому что экономических таких сил вне этой системы
не существует на самом деле. Следовательно, здесь-то и оказывается
необходимо за отсутствием лучшей машины партийной конкуренции,
может быть и не идеальная, но понятным образом организуемая.
И второе: я хочу здесь поддержать то, о чем уже говорили некоторые
коллеги. Господа, чрезвычайно опасно опускать этот горизонт с
уровня развития на уровень простого функционирования, где вода
должна течь из крана. То есть на уровень муниципальный, где даст
Бог, выработать правила общежития для начала, абсолютно атомизованной
структуры, о чём говорилось, распавшийся абсолютно на единицы,
даст Бог когда семейные, а чаще всего неполносемейные или внесемейные.
Здесь школа номер раз это простые правила общежития. Для
общих понятных интересов повседневного функционирования.
А задача развития сегодня решаема только во взаимодействии федерального
центра. Но центра, имею в виду не бюрократию, а в игре вместе
с политическими институтами, и поверх региональной схемы, которая
также блокирует модернизацию, в большинстве случаев, как и отраслевая,
и под неё. То есть уровень макрорегиональный и уровень подсубрегиональный,
где есть понятия "Малоокский край", "Мещорская
сторона", "Горнозаводской Урал", обладающий исторической
памятью, социальной памятью, и единством природного комплекса,
экологического. И не задействованных ресурсов, потому что из системы,
отраслевопостроенной картины управления, местные и субрегиональные
ресурсы неразличимы вообще. Они отсутствуют на карте. Иной машины,
кроме партийной и внутрипартийной демократии, давайте об этом
не забывать, и межпартийные правила игры, без этого и без дискуссии,
серьёзной дискуссии по существу, а не по лозунгам, мы выйти на
модернизацию, на мой взгляд, можем только на словах. Спасибо.
|