Чистый блеф

— Вячеслав Леонидович, на ваш взгляд, каковы мотивы идеи объединения Москвы и Московской области? Городские власти говорят, что объединение упростит управление регионом.

Глазычев В.Л.: За этим стоят нормальные интересы алчности московского строительного комплекса. Это единственная реальная причина, все остальное — пена. Потому что управляемость в Москве и так чрезвычайно низка, это только иллюзия, что она управляется хорошо. Достаточно посмотреть на ямочный ремонт дорог или состояние трафика.

Главная задача здесь поставлена чётко — иметь полный контроль над землей. Не вся область нужна лужковскому правительству, а ближний пояс — 30—40 ближайших километров. А дальние периферии Московской области ему не нужны.

Москва — это как минимум 10 млн жителей и порядка 6 млн — область. 10 млн — уже неуправляемый масштаб. Легкость управления — это иллюзия. Но главное в другом — ничего, кроме неудобств для жителей, это не дало бы. Я сделаю все, чтобы убедить во вредоносности этой затеи.

— По закону решение об объединении регионов можно принять лишь на основании результатов референдумов в обоих регионах?

Глазычев В.Л.: Да. Но юридически без инициации со стороны правительства области никакого референдума нельзя организовать, даже если бы тот и в силу огромного PR-эффекта дал позитивный для Москвы результат. Это так, шум.

За этим стоит попытка сделать то же самое с Петербургом и Ленинградской областью. Объединение их точно так же невозможно, это точно такой же чистый блеф по принципу «а может, и сами сдадутся». Это давление на психику губернаторов областей для того, чтобы они капитулировали. Но это, думаю, шумом и закончится.

— Но губернаторы — лица назначаемые. Возможно ли, на ваш взгляд, что противники объединения будут в течение ближайшего года-двух смещены, и проблема объединения решена?

Глазычев В.Л.: Исключить я этого не могу, но очень сомневаюсь. Полагаю, раньше произойдет замена власти в Москве.

— Федеральному центру было бы интересно объединить эти регионы?

Глазычев В.Л.: А зачем? Идея объединения имеет смысл только в случае маленьких и слабеньких автономных округов, которые выжить не могли бы, — например, Агинский Бурятский округ. Целесообразность объединения Архангельской области с НАО в высшей степени сомнительна. Поэтому думаю, что в ближайшее время пафос этого объединительного восторга сойдет на нет.

— Но ведь в области так и не решена как минимум проблема трудоустройства, и ежедневно жители Подмосковья ездят в город на работу…

Глазычев В.Л.: Они едут за высокими окладами. Но в области есть вполне реализуемая и очень амбициозная программа развития: создание логистического кольца по Центральному кольцу (ЦКАД) даст очень значительный эффект приращения мест и для «голубых», и для «белых воротничков».

Ну и, наконец, Москва, которую уже парализовало движение, начала процесс вывода пока небольших фирм за территорию города — но это первые ласточки.

Надо договариваться о совместной программе развития, как делается во всём цивилизованном мире. Мегаполис и окружающие его территории заключают сложную систему соглашений — иногда рамочных, иногда отдельных, иногда крупногабаритных, если речь идёт об агломерации. Но агломерация — это не слияние, это система договорных отношений. Что мешает это сделать, кроме упрямства?


Интервью для журнала "Эксперт" 16.07.2008 взяла Евгения Новикова



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее