В середине 90-х годов корпус глав местного самоуправления,
местных депутатов, объединившихся в наиболее серьёзных объединениях,
например, в Союзе российских городов (СРГ), в Ассоциации сибирских
и дальневосточных городов (АСДГ), называл себя «муниципалами».
Они имели на это право у них была муниципальная идеология, они
были её носителями. Применим ли этот термин к сегодняшним руководителям
органов местного самоуправления?
Глазычев В.Л.: Нет, они городские управленцы разного
уровня. Либо просто чистые политики, для которых это исключительно
станция, ступень в карьерном росте, и собственно город их совершенно
не волнует, а уж горожане тем более. Только как избиратели.
И как в этой ситуации быть с муниципальными выборами по партийным
спискам? И вообще с «партийной струей», как, например, в Свердловской
области, где кандидаты в главы всех МО утверждаются «единой» региональной
партийной организацией?
Глазычев В.Л.: Я исходно, ещё когда это обсуждалось
на уровне законодательства, был категорическим противником опускания
в наших условиях партийной схемы на муниципальный уровень.
Потому что, в конце концов, вода из крана должна течь при
любой партийной принадлежности.
А при монопольной партийной системе, которая у нас надолго, судя
по всему, закрепилась, это, естественно, означает дальнейшую
бюрократизацию и централизацию. И, конечно же, для прямого ставленника
партии Х, зависящего от её высшего бюрократического руководства,
команды этого руководства будут перевешивать. И перевешивают
мы это прекрасно видим.
Хуже того, даже для тех, кто как бы в оппозиции (у нас есть некоторые
примеры, когда побеждали справедливороссы и даже лдпровцы), они
всё равно оказываются ввязаны в собственную партийную иерархию.
И пусть она в меньшинстве, но она от этого не менее жёстко старается
рулить. Это вообще скверно, потому что это расчленяет в
наших условиях. Допускаю, что это можно делать иначе в США или
в Германии, но в наших условиях я был категорическим противником
партийности на муниципальных выборах. Потому что здесь, пусть
даже ошибаются и раз, и два, и три, но персонализация придает
чувство реальности, а некая «партийность» у обывателя ни
с чем не согласуется, кроме как с центральной бюрократией.
И это автоматически усугубляет отчуждение пусть даже неизвестно
ещё кто кандидат, может быть, замечательный человек. По-моему,
это жестокая ошибка. Там, где нужно стремиться к консенсусу, к
консолидации независимо от партийной принадлежности (парк, мусор
вода, пожары…), при чем тут партии? Это скверно…
Это очень точное слово консенсус. На местном уровне нужно
всё решать именно консенсусом, потому что там много «правд», у
каждого своя.
Глазычев В.Л.: Здесь партийная схема в принципе
мешает выработке искусства договаривания, искусства выработки
практических решений.
То есть принадлежность к партии в местных делах лишний элемент,
он ликвидирует одну степень свободы…
Глазычев В.Л.: Одна степень свободы уходит. И хотя
они потом более или менее договариваются, но это уже отчужденно
от жителей и их интересов не вопреки, но в стороне. Вопреки
схеме консолидации. Я очень был против этого дела, но не первый
раз проиграл.
Не вы один.
Глазычев В.Л.: Я понимаю.
|