У Кавказа нет иного будущего, кроме туризма

В этом уверен доктор искусствоведения и один из ведущих российских специалистов по территориальному развитию Вячеслав Глазычев, приглашённый в качестве эксперта Общественной Палаты на прошедший в конце ноября 2009 года в Нальчике форум «Кавказ: традиция и модернизация». По мнению г-на Глазычева, развитие туризма — это уникальный шанс не только для экономики кавказских республик, но и для развития их человеческого потенциала.

—Вячеслав Леонидович, как вы считаете, какое содержание должно быть заложено в территориальный бренд «Кавказ»?

Глазычев В.Л.: У России есть три вещи, используя которые она может играть на глобальном уровне, — это сырьё, продовольствие (здесь мы не используем наши возможности и на десять процентов) и природно-ландшафтные комплексы. Это совсем немало. Мы должны понять, что наш прекрасный ландшафт сам по себе представляет ценность, которую можно использовать в мирных целях, и это — абсолютно достойная задача. Например, в мире 70 миллионов наблюдателей за птицами — есть такой вид туризма, так почему же не использовать возможности нашей страны и Кавказа в частности для привлечения сюда этих людей? Не так давно я путешествовал по Южной Осетии в качестве наблюдателя на выборах и в очередной раз убедился, что туризм — это главное направление развития Кавказа. Сейчас, когда Абхазия стала относительно суверенным государством и возникла возможность реконструкции Военно-Сухумской дороги, открывается перспектива создания уникального рекреационного комплекса от Домбая до Черноморского побережья — в мире такую ландшафтную пару нужно ещё поискать. Я бы не стал это сравнивать с испанской парой «Сьерра-Невада?—?Коста-дель-Соль», потому что она — это прежде всего новый рынок труда для Европы. Мы же можем создать не просто курортную зону, а территорию здравостроительства, где будет возможно реализовать столь важный сегодня сюжет, как приведение здоровья нации в чувство. Для создания такого мощного комплекса у нас в стране есть только Кавказ, Алтай и Байкал.

— Каково ваше мнение относительно перспектив развития промышленности на Кавказе? Сегодня во многих республиках открываются новые предприятия и делается акцент именно на индустриальное развитие.

Глазычев В.Л.: В современных экономических условиях индустрия требует всё меньше людей. Посмотрите, какие драмы происходят в сфере традиционного производства. Советское наследство — это «чемодан без ручки», оно неконкурентоспособно, старая индустрия себя исчерпала. Развитие инновационных технологий — это тоже занятие не для всех. Создать суперкомпьютер мы можем, но что на нём считать? Поэтому необходимы иные формы деятельности, в которых человек сможет реализовать себя через творческие отношения с другими людьми, так что туризм — это совсем не третьестепенное занятие. Просто другого будущего, кроме развития туризма, у Кавказа пока не просматривается, здесь уже не создать такого промышленного кластера, как на Средней Волге или на Урале. Грубо говоря, кроме того, что здесь было построено советским военно-промышленным комплексом, никакого производства тут нет.

Самое главное в развитии туризма состоит в том, что туризм — это гигантский мультипликатор. Это и здоровая еда, а значит, здоровое сельское хозяйство, которое надо модернизировать современным способом, и достойное занятие. В этот вид деятельности втягивается гораздо больше людей, чем даже в самую новейшую индустриальную зону. Кроме того, здесь поле непаханое в плане научной работы, поскольку требуется переосмысление природной, ландшафтной составляющей региона, необходимо создание привлекательной среды для туристов. Иными словами, туризм на Кавказе — это не чайхана, это огромная отрасль высокотехнологичного, наукоёмкого труда. В частности, я считаю, что совершенно необходим единый Кавказский университет, поскольку ни у одной из семи республик сейчас недостаточно средств, чтобы создать единое пространство знания о Кавказе. Такой университет не обязательно должен быть расположен в одном месте, это может быть сеть колледжей во всех республиках. Без этого ни один университет на Кавказе не вытянет так называемый «третий стандарт» образования, когда две трети времени студента приходится на индивидуальную работу. Я очень надеюсь, что эта идея, недавно высказанная на форуме кавказских народов в Нальчике, получит развитие.

— Сами кавказцы говорят о себе как о «несервисных нациях». Насколько серьёзным препятствием для развития туризма может быть это обстоятельство?

Глазычев В.Л.: Если какая-то нация объявляет себя «несервисной», то это значит, что она просто в очередной раз отстанет от общемирового процесса. Я понимаю, те же чеченцы в прошлом славились как разбойники, но мир-то меняется. Вы думаете, испанцам с их традициями колониальной империи легко было стать сервисной нацией? Традиции — хорошее дело, но не настолько, чтобы из них делать культ. Для Кавказа чрезвычайно важно, что индустрия гостеприимства является наиболее органичной формой втягивания населения конфликтогенных регионов в мирный процесс. Сама индустрия гостеприимства располагает к тому, что главной ценностью для людей становится спокойствие, и нация воспринимает его поддержание как своё кровное дело. Пример Сицилии, Калабрии, Корсики подтверждает, что туризм — это лучшее средство для примирения.


Интервью для журнала «Эксперт Юг» №48 (87) 21 декабря 2009 года



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее