Каковы отличия градоустройства от градостроительства?
Можно ли считать градоустройство и урбанизм синонимами?
Глазычев В.Л.: Выражение «градостроительство»,
не имеющее прямого аналога в мировом словаре, восходит к абсолютистской
традиции, начиная от ассирийского Синнахериба. Это символическое
отражение воли учреждения властного начала на пустом месте в
русской летописной традиции: «и поставиша град». «Градоустройство»
предполагает формирование рамок, в которых происходит развитие
города, в котором участвует множество игроков, включая носителей
воли, направленной на реализацию различных задач. «Урбанизм»
понятие из другого ряда формат цивилизации, в которой вот уже
много тысячелетий город является движителем развития.
Отставание нашего градоустройства от их урбанизма исчисляется
десятилетиями. Возможно ли сократить этот разрыв?
Глазычев В.Л.: Сократить разрыв возможно, но затруднено
по трём причинам. Первая для этого нужно сильное влияние гражданского
общества на власть, вынуждающее эту власть усомниться в категоричности
своих суждений. Вторая нужно сильное сообщество экспертных групп,
отчасти не зависящих от властных устремлений. Третья в нашей
стране сознание архитектурного цеха не впускает в себя понимание
того, что городское планирование использует архитектурное умение
лишь как один из инструментов, наряду со множеством других, какими
архитектор профессионально не владеет, что обрекает архитектурный
цех на любительские суждения.
В настоящее время можно говорить об открывающемся окне
возможностей для отечественного градоустройства: необъятный портфель
заказов, значительные капиталовложения, внимание властей и общественности.
Как не упустить предоставляющийся шанс?
Глазычев В.Л.: Без иллюзий! Портфель заказов по
большей части предполагает только одно: некие документы, именуемые
схемой территориального планирования или генпланом, нужны потому,
что этого требуют федеральные правила игры, в юридической опоре
на градостроительный кодекс содержание таких документов
и их практичность мало кого волнует. Капиталовложения
идут, как правило, «мимо» города. Только несколько корпораций,
среди которых Лукойл, Сибур, Евразхолдинг, Северсталь демонстрируют
заинтересованность к осмыслению устойчивости и развитии «собственных»
городов.
Сроки обеспечения градостроительной документацией субъектов
РФ в очередной раз перенесены. Не оченьто верится, что они
будут выдержаны. Известная часть разрабатываемых схем терпланирования,
генпланов и ПЗЗ не соответствует предъявляемым стандартам, делается
для «галочки». Как изменить подобное положение дел?
Глазычев В.Л.: Положение дел с городским планированием
может измениться только в случае реального усиления городского
самоуправления, для чего необходима корректировка межбюджетных
отношений центра, губернской власти и городских сообществ. До
настоящего времени все попытки изменить ситуацию наталкиваются
на решительное противодействие министерств финансов, экономического
развития и промышленности под сочувственные речи минрегиона,
общественных движений и партий. Следует ожидать продолжения советской
практики, когда генплан служил в основном для того, чтобы произносить
глубокомысленно: «в соответствии с генеральным планом».
Главным препятствием на пути реализации социально ориентированных
градостроительных программ является отсутствие механизмов интеграции
усилий и средств различных субъектов градостроительного процесса.
Как подступиться к данной теме в условиях бесперспективности
механического копирования богатого западного опыта?
Глазычев В.Л.: Помимо объективных препон ключевым
обстоятельством оказывается безоружность планировщика с традиционным
архитектуроцентрическим образованием перед аргументацией экономического,
правового, менеджерального характера и уверенность в том,
что архитектор предназначен выступать от имени людей, хотя знает
о них мало. Выход к образцам западной практики осуществляется
проще, хотя и не без трудов, через языки иных дисциплин, следовательно,
без формирования коалиции с потенциальными союзниками (которых
ещё надо убедить в собственной необходимости) задача почти
неразрешима.
Институт публичных слушаний в России делает первые
шаги. Как уберечься, с одной стороны, от общественных эксцессов,
а с другой от его бюрократической формализации?
Глазычев В.Л.: Общественность без независимой
экспертной поддержки отчасти обучающего характера реальной силой
быть не может, она способна на вспышки протеста по частным поводам,
но не по ключевым вопросам, само только обсуждение которых нуждается
в высоком профессионализме. Работа с жителями это область серьёзного
профессионализма, которым планировщики опять-таки не владеют.
Вот здесь западный опыт вполне применим, но для этого его надо
знать, а во-вторых, надо ещё убедить заказчика в необходимости
трат на привлечение профессионалов.
Переход на рельсы градоустройства невозможен без переформатирования
оснований градостроительного образования. Как сдвинуть этот процесс
с мертвой точки?
Глазычев В.Л.: Сдвиг уже начался. В Высшей школе
экономики уже несколько лет функционирует первоклассная кафедра
МСУ это подготовка будущих заказчиков. Там же, в «вышке», создаётся
кафедра урбанистики. Уже второй год существует кафедра управления
территориальным развитием, которую мне дали открыть в Академии
народного хозяйства. Это и бакалавриат, и магистратура.
И здесь главное подготовка грамотного заказчика. Похоже, что
в скором времени можно ожидать открытие направлений «градостроительство»
(так, к сожалению, записано в госстандарте) в Калининграде и в
Перми. В силу понятной инерционности позже всего изменения начнутся
в архитектурных вузах жаль, но ничего не поделаешь, хотя вот
в МАрхИ сделан недурной курс социологии города для вторичной пока
что специализации «дизайн городской среды», так что дело не безнадёжно.
|