Перейти на главную страницуНовости и событияО сайте
С вопросами, предложениями и замечаниями по содержанию текстов и материалов, а также оформлению и работе сайта, Вы всегда можете обратиться по адресу: koyus@glazychev.ru
БиографияПроекты и программы, в которых участвовал или принимает участие Вячеслав ЛеонидовичОформительские, архитектурные и другие работыРаботы по городской среде и жилищуСтатьи, публикации, рецензии, доклады, интервьюКурсы, лекции и мастер-классные занятия, которые проводил или ведет Вячеслав Леонидович Книги, написанные Вячеславом Леонидовичем Глазычевым


Мурманская область

Обсуждая регион за регионом, мы чаще сосредоточивали внимание на просчётах областных администраций. В одних случаях это справедливо, в других куда важнее просчеты или, что болезненнее, ошибочные концепции федерального правительства.

Приграничная Мурманская область психологически на отшибе. Единственная трасса через Карелию связывает её с Петербургом. Мурманск - прославленный во время войны порт, однако новые времена славы ему не принесли. Отсюда начинается Северный морской путь, но его давно списали в расход. Губернатор Юрий Евдокимов годами обивал пороги федеральных министерств, но, как принято у нас, понадобился недавний визит президента Путина, чтобы у области появилась надежда.

Порт - в федеральной собственности, но именно областные власти предпринимают попытки вернуть российский траловый флот в Мурманск. Из-за федеральной бюрократии большинство российских судов базируется в иностранных портах. В одном только норвежском Киркенесе более тысячи российских моряков, и обслуживание судов ежегодно обходится российским компаниям в полтораста миллионов евро. Только к марту этого года губернатору удалось, наконец - в опоре на заключение аудиторов Счётной палаты, добиться назначения нового директора рыбного порта. До того, как убеждены знающие люди, петербургские и московские фирмы, которым были переданы в аренду наиболее доходные комплексы портового хозяйства, упорно вели дело к банкротству, чтобы затем приватизировать его за сущие гроши. Новый директор порта Владимир Соколов безусловно прав, утверждая, что продавать акции порта в частные руки будет иметь смысл через пару лет, когда удастся увеличить активы предприятия и повысить рыночную стоимость акций, к тому же передав их часть в собственность Мурманской области, чтобы у той были рычаги воздействия на новых владельцев.

Теперь Евдокимов не без торжества мог заявить: "Все теперь убедились, что у нас есть глубоководный незамерзающий залив с полным комплексом безопасности мореплавания и абсолютно свободный, незастроенный, западный берег. И самое ценное - никаких проливов. Мы никому ничего не должны, все выходы в океан принадлежат России.... И мы постарались убедить всех и вся, что только здесь, в Кольском заливе, будущее России как великой морской державы".

Переведя обоснованный пафос на язык экономической прозы, у Мурманского порта появился шанс стать свободной экономической зоной. Чтобы это дало эффект, дело за малым - сломить, наконец, сопротивление Минфина и создать ключевым портам России те же условия, что есть у зарубежных, которые не платят ни копейки налогов, как, скажем, эстонский Силамяэ. Об этом на президиуме Госсовета говорил вице-премьер Сергей Иванов, так что надежды у Евдокимова прибавилось. И ещё нужно передать порту гектары захламленных площадей, давно заброшенных военными. На том же заседании 2 мая президент предложил создать национальный Арктический совет под руководством председателя правительства России. Похоже, Севморпуть может в обозримом будущем заработать вновь. Иначе нам богатства российской Арктики не отстоять.

Удалось, вроде, выбить деньги на ремонт дорог - и федеральной трассы, и местных, а то в Мурманске, как говорят водители, дорог давно не осталось, одни направления. Кстати - редкий пока случай - мэр города согласился прислушиваться к предложениям автомобилистов, как и на что тратить дорожные деньги.

Детская истина в том, что региональный масштаб - это всего лишь областное измерение национального, а в случае такого региона, как Мурманская область это истина в квадрате, или в кубе. Здесь медь и никель, и рыба, и порт с его угольным терминалом, и апатиты… Но и аппетиты тех, кто, ради собственной корысти, готовы наступить на национальный интерес. Областная администрация долго противостояла этому почти в одиночку, тогда как люди Мурмана… треть на крупных предприятиях, треть - на малых и не без резона настаивает на том, чтобы сохранить муниципальную собственность, удержав её от разграбления чужаками. А ещё треть… пьет антисептики на спирту из ближайшей аптеки, потому что ведомству Зурабова недосуг исключить их из продажи, заменив малопривлекательным для внутреннего употребления формальдегидом.

Изобретательности федеральных ведомств не перестаешь удивляться. Федеральная служба по тарифам решила в течение одного года подравнять тарифы на всем Северо-Западе. В результате энергетики-посредники покупают электроэнергию по 35 копеек и тут же продают её потребителям по 67. Реформа РАО "ЕЭС России" - дело нужное, но не такими же грабительскими средствами. Президент вмешался, но что-то с управлением в стране не так, если любое серьёзное дело регионального масштаба не может сдвинуться с места, если президент не вмешивается в него лично.


Из программы "Реальная политика",
28 февраля 2007 г.

См. также

§ Доклад ЦСИ ПФО "Россия: принципы пространственного развития"


...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... - см. подробнее



Недвижимость в Крыму и Севастополе