Хотел было начать:
"сколько себя помню", но вовремя спохватился: до конца
полузабытой брежневской эпохи в стране ничего дурного не случалось.
Так вот, с конца этой эпохи прошло уж четверть века, но как зима,
так занудным рефреном: проехать в Осетию нельзя, опасность схода
лавин, артиллерийские расчеты на позициях, километровые пробки перед
входами в долину. Черт побери, ну почему до сих пор нет и поползновения
заключить злосчастный отрезок дороги в бетонную трубу и забыть о лавинах
навсегда!?
Провел неделю в настоящей глуши в сердце Калабрии, что
на самом носке итальянского "сапога". На карте Европы
это пятнышко, изнутри обширная страна. Из центра Национального
парка, где я жил в маленькой, вполне обустроенной гостинице, до
столичного Реджо два с половиной часа пути по очень хорошим дорогам.
Не поленился сосчитать: 52 туннеля (от коротеньких до километровых)
и около сотни мостов через долины. Строилось всё это в краю, бедность
которого в Италии вошла в пословицу. В этнографическом музее
городишки под названием Сан-Джованни-ин-Фьори целый зал занят
фото-галереей. Со стен сурово взирают крестьянские семьи, одетые
в костюмы местного фасона. Все фотографии сделаны в 1932 году,
когда у нас, как известно, случилась окончательная победа социализма,
а у них заматерел режим Муссолини.
Когда строили дороги, они, собственно говоря, вели в никуда,
ведь перевозку нехитрой продукции Сицилии и Калабрии с эпохи греческих
колоний и по сей день осуществляют морем. Но дороги строили. На
этом хорошо зарабатывали подрядчики, действуя под неизбежным покровительством
здешней мафии, и не исключено, что не один труп был залит в бетон.
Но дороги построили и продолжают улучшать. Они с разделительным
барьером, с удобными "карманами" для остановки через
каждые полкилометра, о чём за четверть километра не забывает предупредить
знак. Придорожных телефонных будок теперь не ставят нет
смысла, у всех ведь есть мобильные телефоны. Дороги построены,
и теперь вдоль тирренского и ионического побережий тянутся
цепочки новеньких курортов, о каких здесь недавно ещё и не слышали.
Азбука опережающего развития инфраструктуры в иллюстрациях...
С трёх сторон деревню Таловка Саргазинского сельского поселения
Сосновского района Челябинской области окружают микрорайоны Челябинска,
и с точки зрения тамошней телефонной сети, деревня является частью
губернской столицы, коль скоро телефоны в ней городские. Когда
обитателю деревни Игорю Крысину стало плохо с сердцем, соседи
набрали "03", попав, естественно, в диспетчерскую городской
службы скорой помощи. Диспетчер объяснил, что Таловка в зону действия
этой службы не входит, посоветовал звонить в села Полетаево (в 20
километрах) или Долгодеревенское (почти в 50 километрах). Там
не отвечали. Через два дня, так и не дождавшись медиков,
бедолага умер. Хитрые таловские старушки из дома не звонят. Они
переходят через Староуфимский тракт и набирают "03"
из телефона-автомата в городском парке. Туда скорая приезжает
всегда и довольно быстро.
Проблему можно бы решить. Ещё весной я участвовал в подписании
меморандума о взаимодействии Челябинска с соседними районами и городскими
округами по целому ряду простых и жизненно важных вопросов, однако
администрация Сосновского района в этом не участвовала, опасаясь,
что дело окончится утратой полноты контроля над землёй. Этот контроль
важен, поскольку район, с трех сторон окруженный Челябинском,
давно уже стал зоной оседлости челябинцев с деньгами. Здесь
они обзаводятся домами, сохраняя челябинскую регистрацию. Официально
в районе числится неполных 60 тысяч человек, по факту много
больше, летом в разы больше, ведь здесь и дачи, и кооперативные
сады. Шесть бригад скорой помощи есть, так что по стандарту
всё в порядке: одна бригада на 10 тыс. жителей. Только вот район
огромный, дистанции большие, да ещё в зону ответственности местной
службы скорой помощи входит 30 км участка автотрассы М5 в московском
направлении (40 тыс. машин в сутки) и 47 км участка той же
трассы в екатеринбургском направлении (26 тыс. машин). Каждый
месяц к жертвам ДТП скорая выезжала не менее 10 раз. В 26 случаях
скорая прибывала более чем через 20 минут, в 23 случаях пострадавших
доставляли в стационар более часа. Реанимобиль выпрашивают в области
уже который год.
При всём том челябинская станция скорой помощи одна из
лучших в России по оснащённости и в целом справляется со
своими задачами, хотя здесь, как и в любом из наших городов с
миллионным населением, до стандартной пропорции (одна бригада
на 10 тыс. жителей) все ещё далековато...
Добираться до центра Национального парка Калабрии от ближайшего
города больше часа, до ближайшей аптеки полчаса, между
тем здесь совсем близко лыжные спуски, и пока не кончились рождественские
каникулы, народа здесь клубилось немало. Помня о челябинской Таловке,
я не мог не поинтересоваться, как обстоит дело со скорой помощью.
Медицинский вертолет из Козенцы, редкостно уродливого города с большущим
университетом, долетает до отеля Сан-Лоренцо за 15 минут. В самой
бедной из южных провинций Италии, отделиться от которых так упорно
стремится Лига Севера.
|