Под ред. Б.Г.Юдина и П.Д.Тищенко.
М.: Прогресс-Традиция, 1998. Институт "Открытое общество". 384
с.;
ISBN 5-89826-006-4
В отличие от учебника в строгом
смысле слова, жанр учебного пособия искони отличается большей свободой изложения,
но главное большей вольностью обозначения предмета. Строго говоря, никакой отдельной
"биоэтики", разумеется, быть не может. Есть этика как издавна обособившаяся область
знания-понимания-верования, которую иные именуют наукой. Есть старые и новые этические
проблемы, сопряженные с человеческим здоровьем, понимаемым не только как здоровье
вида, но и здоровье индивида. Б.Г.Юдин и П.Д.Тищенко персонажи с законно
нажитым авторитетом, и если, отлично понимая сказанное, они всё же именно так
очертили предмет учебного пособия, то на это у них должны быть серьёзные резоны.
Они и есть довольно здравого смысла, чтобы согласиться с тем, что корпус этических
дилемм, связанных с современным состоянием медицины в узком смысле и индустрии
здоровья в широком смысле, достаточно обширен, чтобы представить его студенту
как обособленный массив знания. Редакторы-составители не играют в кошки-мышки
и, после сжатого добротно-нейтрального очерка этики вообще (глава I), прямо обозначают,
что в основу построения книги положена признанная в мире концепция Тома Бичампа
и Джеймса Чилдреса (Principles of Biomedical Ethics. 4th ed. N.Y., 1994), на русский
язык не переводившаяся. Поверить в то, что редакторы ограничились пересказом,
невозможно они на этом и не настаивают, мягко указывая на "некоторые отступления
от логики и последовательности, принятой Бичампом и Чилдресом". Принципы
биоэтики просты как правда:
-
"Не навреди!" ("речь идёт о таком вреде, который неизбежен,
коль скоро предполагается, что пациент получит от врача некое
благо" с.57).
-
"Делай благо!" ("акцентирует необходимость не просто избегания
вреда, но активных действий по его предотвращению и/или исправлению"
с.59). Немного и очень хорошо говорится здесь о "медицинском
патернализме".
-
"Уважение автономии пациента" (сформулировано не слишком
удачно, но зато как хороша внутри ключевая цитата из Канта
"Каждая личность самоцель и ни в коем случае не должна
рассматриваться как средство для осуществления каких бы то
ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага"
с.66).
-
"Принцип справедливости" ("каждый должен получить то, что
ему причитается", и опять приятно, что здесь нашлось место
аристотелевой "распределительной справедливости" с.70, так
что под видом одной лишь биоэтики редакторы мило, без нажима
внушают читателям и некоторое представление об этике вообще).
Третья глава отведена для жёсткого предъявления
картины, какую являет собой медицина и права человека в современной России. Все
здесь верно, хотя огорчает, что индекс средней продолжительности жизни, непростой
для обычного понимания, коль скоро его напрочь перевирают журналисты, обсуждается
без всякого объяснения. А то ведь и впрямь думают, что "ожидаемая продолжительность
жизни" есть среднестатистическая продолжительность, а не особая конструкция, получаемая
в результате плюсования постнатальных смертей, убийств и несчастных случаев и
пр. Честно говоря, в дальнейшем мало что рецензировать. Все изложено добротно,
внятно и не без элегантности, так что довольно привести оглавление, добавляя лишь
изредка по капельке критического яда: Глава IV. История медицинской этики
и биомедицинских экспериментов на человеке и животных. (Полагаю, что напрасно
авторы выбросили здесь опыт нацистов, японцев, советских атомщиков "жуковский"
марш-бросок через эпицентр ядерного взрыва через пару часов, американцев дефолианты
и т.п. Дело в том, что книга адресована поколению, которое об этом может и не
догадываться. Тем более, что о практике "евгеники" говорится подробно в девятой
главе, а нацистские эксперименты оговариваются в последней главе книги). Глава
V. Врач и пациент: типы и формы взаимоотношений. (Жаль, что авторы просмотрели
актуальный процесс втягивания значительного объема "параллельной" медицины в медицину
институциональную: мануальная терапия, акупунктура, травные комплексы и пр., что
затрудняет обособление в ней объективно ценного от всевозможного жульничества). Глава
VI. Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента (правдивость,
конфиденциальность, информированное согласие во всех видах коллизий). Глава
VII. Морально-этические проблемы аборта. (Ценно, что авторы не ограничились отсылкой
к одному христианству, затронув и другие запрещающие религии). Глава VIII.
Новые репродуктивные технологии: этико-правовые проблемы. (И вновь превосходно,
что приведены доктринальные в этом случае существенно расходящиеся установки
основных мировых религий по этому вопросу). Глава IX. Медицинская генетика
и этика. Глава X. Смерть и умирание. Эвтаназия. (Действительно сложный "вопрос
о том, каким должно быть определение смерти и отвечающий ему критерий
смерти, с наступлением какого состояния врачи вправе прекратить эту борьбу, то
есть им дозволено приостановить усилия по поддержанию жизни" с.270. Поскольку
очевидным образом вопрос допустимости эвтаназии зависим и от господствующей религиозно-этической
установки, и от правовой практики, авторы разумно уклоняются от вынесения собственного
суждения, формируя, как и в предыдущих двух главах, отличные возможности для дискуссий
на семинарских занятиях). Глава XI. Моральные проблемы трансплантологии.
(Авторы не уклонились от наиболее острых сюжетов, в частности вынеся в отдельные
параграфы "Проблемы справедливости в распределении дефицитных ресурсов для трансплантации"
и "Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей"). Глава
XII. Этические проблемы оказания психиатрической помощи. Глава XIII. СПИД:
морально-этические проблемы. Глава XIV. Этико-правовое регулирование биомедицинских
исследований на человеке и на животных. (Отлично, что вкратце изложена Конвенция
Совета Европы 1996 г. "О правах человека и биомедицине"). Понятно, что и
упаковав 14 глав в 24 печатных листа, составители книги не могли охватить все,
что следовало бы. И всё же огорчительно, что хотя бы в "заключении" не обозначен
комплекс проблем, связанных с существованием медицины как гигантского социального
и экономического института. Довольно назвать клубок вопросов, в котором оказались
переплетены:
-
негласный сговор фармацевтического бизнеса с врачебной практикой
и маркетингом (внушение пациенту необходимости применения
новых, все более дорогих препаратов);
-
эгоизм исследователя и коммерческое нетерпение фармацевтических
гигантов, сплошь и рядом порождающие применение недостаточно
проверенных препаратов;
-
методологическая бедность химиотерапии (опыта на сотне белых
мышек считается довольно, лечение ткани или органа некорректно
отождествляется с лечением организма, в силу чего недооцениваются
или игнорируются побочные эффекты);
-
беззастенчивая эксплуатация человеческих фобий (диеты и пр.).
Уже
из сказанного ясно, что, независимо от того, насколько строго вычленена биоэтика
как предмет, книга значительно шире, чем только учебное пособие, и что сразу хотелось
бы перейти к ожиданию издания второго, расширенного и дополненного. |