У проекта «Урал
Промышленный — Урал Полярный» есть несколько смыслов. Один
очевидный: доразведать запасы Приполярного и Полярного Урала,
в частности — марганец и хром, стратегическое сырьё, которое мы
импортируем. Кроме того, уголь, который надо тащить на Урал из
Экибастуза, и если завтра Казахстану захочется повысить на него
цену, то наша утомлённая уральская промышленность окажется в трудном
положении.
Второй
смысл: это первый макрорегиональный проект, в котором исходно
участвуют несколько субъектов Федерации, учредителей и акционеров
корпорации «УП— УП». Вначале их набор был правильным: Челябинск,
ЯмалоНенецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюмень, Коми,
Пермь. Потом полпред УрФО решил, что Коми и Пермь — не его округа,
и исключил их. Но экономическое развитие не укладывается в рамки
административных границ.
Недавно Общественная палата проводила экспертные слушания по
состоянию проекта. Мы с коллегами были в этом регионе и четыре
года назад, и полтора, вместе с профильным комитетом ГД по региональной
политике. Всё было замечательно, кроме одного — всё топчется на
месте. Причина в том, что железнодорожники не хотят строить дорогу,
мотивируя тем, что возить по ней ещё нечего. На что им резонно
отвечают: пока не будет магистрали, все эти месторождения, находящиеся
в 200 км от дороги, никогда не найдут инвестора. А инвесторы есть,
они готовы вкладываться, но им нужны три вещи: дорога, энергостанции
(потому что никакого развития при цене в 18 руб. за кВт. ч быть
не может) и геологическая доразведка, поскольку начерно оконтуренные
месторождения ещё не могут быть основанием для бизнес-проекта.
По результатам нашего обсуждения была подготовлена записка, которую
направили в высшие органы власти.
Третий смысл — геополитический: это реальный шаг от разговоров
о возвращении России в Арктику. Но при этом нельзя возвращаться,
повторяя советские ошибки и строя новые Норильски, с населением
которых, занятым вне основного производства, неизвестно что потом
делать. А проект открывает перспективы для весьма неплохо обустроенных
городов Ямала, Югры и Коми, которые по качеству городской среды
стоят много выше среднероссийского уровня, и терять это богатство
было бы неразумно. Им надо сегодня думать о «жизни после нефти»,
потому что нефть не вечна. У них есть два выхода. Либо они получают
шанс на вторую жизнь и становятся опорными пунктами короткого
плеча для вахтенной работы на объектах «УП — УП». Либо умирают,
как Воркута, которая теряет людей, потому что воркутинский уголь
уже кончается. А завтра в таком же
положении окажется Ухта.
У нас есть ещё два подобных крупномасштабных проекта: Нижнее
Приангарье и Южная Якутия. Но «УП — УП» гораздо глубже проработан,
с точки зрения бизнессхемы и технического предпроекта. И уже есть
спрос на его продукцию. Это проект, стоящий во всех смыслах. Наша
задача, как клуба независимых экспертов, — помочь инициаторам
проекта его продвигать.
|