Газета «Правда.ru» сообщила: «В Берлине найден договор, который Адольф
Гитлер заключил с... сатаной. Контракт датирован 30 апреля 1932
года и подписан кровью обеими сторонами».
Официальный сайт С.Глазьева: «Завершилась
поездка С.Ю.Глазьева на Святую Землю в составе делегации Союза
православных граждан. Репортаж о поездке вы сможете прочитать
на сайте через несколько дней».
Некто Виталик на форуме «Русского Дома»: «Я хотел было извиниться
за возможное грубое отношение в адрес участников сего форума при
обсуждении статьи «Душу за рок». Тема была забанена. По какой
причине? Не из-за того ли, что мое мнение не совпадало с мнением
модератора Юлии, которая в той теме подписалась как «гость» ? Так
вот, в свою очередь, я напомню ей слова апостола Павла в послании
к Коринфянам: «Женщина в Церкви да молчит...».
На обновлённом портале «Слава России» объявлено
о выходе июньского номера дайджеста «Голос Империи».
Ныне тридцатилетняя Ирина Маленко на сайте «Левой России», заставкой
к которому служит известная композиция Малевича «Красным
клином бей белых!», публикует свои воспоминания: «Но если мы те, кого не пугает перспектива
этой огромной по своему масштабу и сложности задачи, заглянем
себе в душу, мы убедимся, что практически все мы в той или иной
мере по-прежнему являемся именно этим. Именно верными андроповцами».
Сайт Sovest.org сообщил: «В ночь с 11 на 12 июля группа «Совесть» начала крупномасштабную акцию «Завяжем с произволом», украсив
всю Москву в рамках Садового кольца сорока одной тысячью (41 000)
желто-зелёных лент» (цвета ЮКОСа)...
На заборах и задниках гаражей вдоль железных дорог вот уже несколько
лет разворачивается многоголосье, принять которое за косноязычный
глас народа сложно, однако вовсе игнорировать неразумно. Лента
суждений и пиктограмм тянется от Москвы верст на тридцать, далее
исчезая. Принимая во внимание то обстоятельство, что заборы и
стенки гаражей сплошные, без разрывов на целые километры, остается
удивляться упорству и терпению неведомых глашатаев, которым приходится
немало брести пешком, чтобы добраться до очередного «холста».
Череда сугубо аполитичных граффити, авторы которых тяготеют к
абстракционизму в опоре на шрифтовые композиции (преимущественно
по-английски, с ошибками и без оных), мало интересна что с художественной,
что с культурологической точки зрения. Разве что заметно, что
лента состоит из автономных изображений, которые никогда не наползают
на соседние композиции и никогда их не перекрывают: индивидуализм
самовыражения торжествует очевидным образом. Попыток закрасить
эти скромные панно также не обнаружено.
Кое-где ещё можно встретить «Кино», но уже на равных или, скорее,
в подчиненном положении относительно новейших, как правило иноземных
поп-групп, так что надписи, даже целые алтари с девизом «Цой жив!» вспоминаются с некоторой ностальгией. Утрата веры в способности
отечественных ногоборцев явно проявилась в тотальном исчезновении
столь частого ранее «Спартак» чемпион».
Политические высказывания, как правило, брезгливо отодвинулись
от граффити, и чаще всего их создатели предпочитают работать на
чистой поверхности, выбирая все больше протяженные заборы, словно
и впрямь учитывают условия чтения на ходу, из вагонного окна.
Надо полагать, уныло однообразные «черножопые,
вон из Москвы!» (когда с восклицательным знаком, когда
без него, но иногда даже с запятой) всё же относятся к миру политики,
хотя и к низменной его части. Начертаны эти гаденькие знаки преимущественно
рукой нетвёрдой и быстрой, с помощью спрея, как если бы их наносители
чего-то и впрямь боялись, хотя такие надписи анонимные же чистильщики
обычно оставляют нетронутыми. Закрашивают, вернее забеливают одни
свастики, преобразуя их в квадраты, перечеркнутые прямым крестом.
Некогда яркие буквы популярного текста «банду
ельцина под суд» изрядно выцвели, но всё ещё различимы.
Словно следуя дуновению времени, подвыцвел и одинокий «зюганов»,
зато со всей чёткостью видны (но не так уж часто) свежие иероглифы,
утверждающие: «смерть буржуям»,
или обозначающие: «ассоциация анархистов».
Нацболы что-то привяли в прошлом году их подписи попадались
нередко, в этом же не заметил ни одной. Совершенно неожиданно
и почти трогательно появление на гранёной поверхности бетонного
забора ностальгического волеизъявления: «харитонов
президент». Это проявление коммунистических упований
начертано широкой кистью, все тем же самым рубленым шрифтом, которым
всегда штамповали лозунги ушедшей эпохи.
Заборы при малых городах и малых станциях девственно чисты, если
слово «чистый» имеет какой-то смысл в зоне отчуждения железной
дороги. Здесь хватает позавчерашних заклинаний, намертво выложенных
красным кирпичом в теле стены из кирпича силикатного.
А вот в городах крупных и пассионарных вроде Ижевска или Кирова
война лозунгов ползет по заборам вовсю. Особенно изумила локальная
стычка букв: сначала от души, размашисто начертано «русский
порядок», затем, воспользовавшись цезурой между словами,
исправлено, так что вышло: «русский без-порядок» (через «з», но тоже от души).
Одно лишь заслуживает внимания. В далеком 1981 году, оказавшись
в Кельне, где на заборах хватало крепких замечаний в адрес турок,
я сфотографировал ярко-красную звезду и черную аббревиатуру RAF
(фракция Красной армии) на боку строительного фургона. И звезда,
и буквы были набрызганы по косой, в оправданной спешке, однако
ни одна черта, ни одна из брызг не коснулись логотипа строительной
фирмы. Мы явно врастаем в цивилизацию: надписей на старых заборах
и старых стенах немало, но не удалось увидеть ни одной на поверхности
рекламных щитов, которые, казалось бы, созданы для того, чтобы
со вкусом пройтись чёрным спреем по лоснящейся поверхности.
|