Назаборная хроника

Газета "Правда.ru" сообщила: "В Берлине найден договор, который Адольф Гитлер заключил с... сатаной. Контракт датирован 30 апреля 1932 года и подписан кровью обеими сторонами".

Официальный сайт С.Глазьева: "Завершилась поездка С.Ю.Глазьева на Святую Землю в составе делегации Союза православных граждан. Репортаж о поездке вы сможете прочитать на сайте через несколько дней".

Некто Виталик на форуме "Русского Дома": "Я хотел было извиниться за возможное грубое отношение в адрес участников сего форума при обсуждении статьи "Душу за рок". Тема была забанена. По какой причине? Не из-за того ли, что мое мнение не совпадало с мнением модератора Юлии, которая в той теме подписалась как "гость"? Так вот, в свою очередь, я напомню ей слова апостола Павла в послании к Коринфянам: "Женщина в Церкви да молчит...".

На обновлённом портале "Слава России" объявлено о выходе июньского номера дайджеста "Голос Империи".

Ныне тридцатилетняя Ирина Маленко на сайте "Левой России", заставкой к которому служит известная композиция Малевича "Красным клином бей белых!", публикует свои воспоминания: "Но если мы — те, кого не пугает перспектива этой огромной по своему масштабу и сложности задачи, — заглянем себе в душу, мы убедимся, что практически все мы в той или иной мере по-прежнему являемся именно этим. Именно верными андроповцами".

Сайт Sovest.org сообщил: "В ночь с 11 на 12 июля группа "Совесть" начала крупномасштабную акцию "Завяжем с произволом", украсив всю Москву в рамках Садового кольца сорока одной тысячью (41 000) желто-зелёных лент" (цвета ЮКОСа)...

На заборах и задниках гаражей вдоль железных дорог вот уже несколько лет разворачивается многоголосье, принять которое за косноязычный глас народа сложно, однако вовсе игнорировать неразумно. Лента суждений и пиктограмм тянется от Москвы верст на тридцать, далее исчезая. Принимая во внимание то обстоятельство, что заборы и стенки гаражей сплошные, без разрывов на целые километры, остается удивляться упорству и терпению неведомых глашатаев, которым приходится немало брести пешком, чтобы добраться до очередного "холста".

Череда сугубо аполитичных граффити, авторы которых тяготеют к абстракционизму в опоре на шрифтовые композиции (преимущественно по-английски, с ошибками и без оных), мало интересна что с художественной, что с культурологической точки зрения. Разве что заметно, что лента состоит из автономных изображений, которые никогда не наползают на соседние композиции и никогда их не перекрывают: индивидуализм самовыражения торжествует очевидным образом. Попыток закрасить эти скромные панно также не обнаружено.

Кое-где ещё можно встретить "Кино", но уже на равных или, скорее, в подчиненном положении относительно новейших, как правило иноземных поп-групп, так что надписи, даже целые алтари с девизом "Цой жив!" вспоминаются с некоторой ностальгией. Утрата веры в способности отечественных ногоборцев явно проявилась в тотальном исчезновении столь частого ранее "Спартак" — чемпион".

Политические высказывания, как правило, брезгливо отодвинулись от граффити, и чаще всего их создатели предпочитают работать на чистой поверхности, выбирая все больше протяженные заборы, словно и впрямь учитывают условия чтения на ходу, из вагонного окна. Надо полагать, уныло однообразные "черножопые, вон из Москвы!" (когда с восклицательным знаком, когда без него, но иногда даже с запятой) всё же относятся к миру политики, хотя и к низменной его части. Начертаны эти гаденькие знаки преимущественно рукой нетвердой и быстрой, с помощью спрея, как если бы их наносители чего-то и впрямь боялись, хотя такие надписи анонимные же чистильщики обычно оставляют нетронутыми. Закрашивают, вернее забеливают одни свастики, преобразуя их в квадраты, перечеркнутые прямым крестом.

Некогда яркие буквы популярного текста "банду ельцина под суд" изрядно выцвели, но всё ещё различимы. Словно следуя дуновению времени, подвыцвел и одинокий "зюганов", зато со всей чёткостью видны (но не так уж часто) свежие иероглифы, утверждающие: "смерть буржуям", — или обозначающие: "ассоциация анархистов". Нацболы что-то привяли — в прошлом году их подписи попадались нередко, в этом же — не заметил ни одной. Совершенно неожиданно и почти трогательно появление на гранёной поверхности бетонного забора ностальгического волеизъявления: "харитонов — президент". Это проявление коммунистических упований начертано широкой кистью, все тем же самым рубленым шрифтом, которым всегда штамповали лозунги ушедшей эпохи.

Заборы при малых городах и малых станциях девственно чисты, если слово "чистый" имеет какой-то смысл в зоне отчуждения железной дороги. Здесь хватает позавчерашних заклинаний, намертво выложенных красным кирпичом в теле стены из кирпича силикатного.

А вот в городах крупных и пассионарных вроде Ижевска или Кирова война лозунгов ползет по заборам вовсю. Особенно изумила локальная стычка букв: сначала от души, размашисто начертано "русский порядок", затем, воспользовавшись цезурой между словами, исправлено, так что вышло: "русский без-порядок" (через "з", но тоже от души).

Одно лишь заслуживает внимания. В далеком 1981 году, оказавшись в Кельне, где на заборах хватало крепких замечаний в адрес турок, я сфотографировал ярко-красную звезду и черную аббревиатуру RAF (фракция Красной армии) на боку строительного фургона. И звезда, и буквы были набрызганы по косой, в оправданной спешке, однако ни одна черта, ни одна из брызг не коснулись логотипа строительной фирмы. Мы явно врастаем в цивилизацию: надписей на старых заборах и старых стенах немало, но не удалось увидеть ни одной на поверхности рекламных щитов, которые, казалось бы, созданы для того, чтобы со вкусом пройтись чёрным спреем по лоснящейся поверхности.


Опубликовано в "Русском Журнале", 26.07.2004



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее