Было время, когда и меня увлекали суждения людей, вроде бы, вполне
интеллигентных, по поводу немощи бюрократии в решении задач, кажущихся
простыми. Ну, в самом деле, что сложного в задачах обустройства
обыденной жизни водой, электроэнергией, в задачах приведения в
порядок помоек, тротуаров и внутриквартальных проездов? Отринуть
прах монополий от ног своих, создать рынок услуг... весь цивилизованный
мир этих задач как бы и не замечает вовсе.
Во-первых, это только кажется, и, скажем, великая свалка на Стейтен-Айленд, видимая с космической станции без бинокля, являет собой классический пример проблемы, которую откладывают в виде подарка будущим поколениям. Во-вторых, одна только борьба с монополией водоснабжения заняла в Нью-Йорке несколько десятилетий двадцатого века. В-третьих, с цивилизованностью, которая неразрывно сцеплена с civilis, то есть с городским началом, у нас дело обстоит неважно.
Обитатели Карачаево-Черкесии не платят за электричество, что, разумеется, нехорошо: услуга оказана? оказана, платить за нее надо? не надо, считают карачаевцы и черкесы, по этому конкретному поводу проявляя редкостное единодушие. По здравом размышлении нельзя не признать, что резоны к тому имеются. Не будем здесь заламывать руки по поводу безработицы и пр., ибо я не разделяю уверенности президента и премьера в том, что все беды от отсутствия на Кавказе рабочих мест. Некая доля правды в этом есть, но позволю себе усомниться в том, что зарплата в пару тысяч рублей в паре-тройке республик кого-то отвратит от установки фугасов, что оплачивается лучше, а в других заставит вдруг начать платить за коммунальные услуги. Энергетический комплекс верхнего течения Кубани не принадлежит Карачаево-Черкесии, и за его деятельность республика не в ответе, тогда как по вполне проверяемым расчетам убыток от подтопленных водохранилищами земель (включая и земли городские) существенно превышает сумму долга злостных неплательщиков. Известно это каждому обитателю горного края, и поскольку никто не собирался возмещать республике ущерб инстинкт справедливости подсказывает обывателю, что платить не следует. Вряд ли слова "гражданское неповиновение" знакомы большинству черкесов и карачаевцев, но гражданское чутье ошибается редко.
Меня долго занимал вопрос: когда же долготерпеливый российский обыватель начнет бунт, невооруженный и потому практически не поддающийся подавлению, единственным доступным себе способом? Уже начал.
Заметьте, когда ловят хитрованцев, которые протягивают в дом провод-воздушку от ближайшего столба, когда ловят умельцев, закручивающих счетчик наоборот, те в большинстве случаев сдаются без споров, внутренне соглашаясь с тем, что поступали нехорошо. Отключение телефона за неуплату воспринимается народным сознанием без удовольствия, но и без протеста по-видимому, несмотря на бурное распространение мобильных телефонов, сохранилось представление о стационарном телефоне как о привилегии и отчасти даже роскоши. По привычке ли, по недостаточной ли брезгливости, но годами терпят подвалы, залитые дерьмом. С теплом и светом дело всё же обстоит иначе, и если уже бывали случаи "ареста" градоначальников в их кабинетах толпой женщин, для верности увешанных детьми, случаются перекрытия магистралей и голодовки, то вполне вероятно, совсем скоро либо градоначальников, либо энергетиков начнут линчевать. Может и не начнут, так как опять же в народе теплится подозрение, что и конкретные энергетики, и лично известные градоначальники "лежат", подкошенные обстоятельствами. В этом случае наступит нечто, столь полно обрисованное Андреем Платоновым, что всякому достаточно его перечесть.
Это констатация и только. Без морализаторства. Все в ЖКХ громоздилось так долго и переплелось так плотно, что неизвестно, с какого конца распутывать клубок. В малом городе можно хотя бы в принципе кое-что сделать, приложив внешнее усилие к местному желанию. В одном из двух крупных городов тоже, пожалуй, можно, хотя в этом случае куда сложнее с эффективностью внешнего воздействия, даже если препоручить дело наиболее эффективному кризисному менеджеру. Средние по масштабу города оказываются в наиболее уязвимом положении, и гадать об их судьбе на кофейной гуще не берусь: знаний не хватает. Между тем от средних городов зависят города крупнейшие, ведь если жизнь в средних станет невыносимой, их активные жители устремятся прямиком в главные губернские столицы, где их никто не ждет. Зависят и малые при ослаблении средних те уже не смогут поглощать избыточную энергию активного меньшинства из малых, что опять-таки отразится на крупнейших.
РКС, то есть Российские коммунальные системы, порожденные творческим порывом РАО ЕЭС вкупе с "Реновой", поджимают свой центральный аппарат и сокращают число программ в крупных российских городах с 24 до 15. Сосредоточивают усилия на "точках роста", отбросив прочие как пока что безнадёжные по тысяче и одной причине. Одного этого факта достаточно, чтобы понять, насколько сложно что-то сдвинуть в проклятом деле жилищно-коммунального хозяйства, ведь как ни крути, а РАО ЕЭС по качеству управления несколько эффективнее государственной машины.
Индивидуальные рисунки по городам различны, но распад ЖКХ явление универсальное. При этом, обсуждая вещи возвышенные, вроде авиапрома, наши экономические начальники никак не хотят увидеть, что в российских условиях именно модернизация ЖКХ может сыграть роль локомотива, способного вытянуть из состояния ничтожности существенную часть отечественной индустрии. Именно модернизация ЖКХ, понимаемого как целостная система жизнеобеспечения, представляет собой поле деятельности для научно-проектных учебных комплексов, в которые готовы преобразоваться наиболее продвинутые из региональных университетов. Те несколько лет, что у нас есть в связи с высокой ценой на нефть, можно использовать для создания инновационной индустрии ЖКХ. В ней куда проще раскидать изготовление комплектующих по средним и малым предприятиям, о поддержке которых принято говорить много хороших слов.
Многое можно, хотя и трудно. А трудно прежде всего потому, что самые очевидные вещи сложнее всего поддаются освоению мышлением людей, которые хотя и повторяют иногда призыв "мыслить глобально, а действовать локально", предпочитают остановиться на мыслях о глобальном.
А при этом отчаянно нужно, иначе удавка ЖКХ в очень даже обозримом будущем перепилит горло наших городов.
Меж тем, вышла в свет десятитомная "Энциклопедия нанотехнологии", которую можно приобрести за скромных семь тысяч долларов хотите в переплете, а хотите в электронной версии. |