"Вы плоды единого древа и листья
единой ветви"
Бахай-Улла
"Перспективные решения экономических
проблем
являются духовными по своей сути"
Из учений Бахаи
- Мне рассказывали, что тут недалеко самое
большое в мире болото. А мне всегда казалось, что болото это
основной символ абсолютного творческого начала. Так что неудивительно,
что здесь столько университетов.
- У одной из героинь нашего справочника "Новый
век Томска. Кто есть Кто" есть мечта создать музей этого самого
большого в мире болота Васюганского. Причем музей действующий
прямо на болоте...
Этот восхитительный диалог из обширного интервью, которое бывший
московский мехматовец, а ныне психолог и разработчик собственных
систем гимнастики и массажа по имени Авессалом Подводный (это не псевдоним) дал редакции журнала
"Следующий шаг", что начал выходить в Томске с конца прошлого
года. Листаешь глянцевые страницы "Следующего шага" и веришь колонке
молодого главного редактора:
В "Пикнике на обочине" Стругацких Сталкер бросал
гайки на несколько шагов вперед и так понимал, как пройти опасную
зону. Вопрос о следующем шаге ключевой вопрос сегодняшнего дня.
ЗАВТРА НАСТУПАЕТ НЕ ДЛЯ ВСЕХ. Мы живем в эпоху жёсткого гуманитарного
дефицита. Нам остро недостает реального знания причин счастья
и несчастья, успеха и неуспеха в судьбе современного человека.
Всякий раз, когда чтение желтой прессы и завывание записных плакальщиков
по России на телеэкране вызывает приступ дурноты, непременно подворачивается
что-нибудь симпатичное. Все, кто сохранил интерес к отечеству,
какое дано нам в ощущениях, знают, что Томск весьма любопытное
место. Место, явленное людьми на краю крупнейшего в мире болота. Листаешь толстенный том "Томск. Кто есть Кто" и видишь:
активная часть Томска, отнюдь не всегда от большого богатства,
вложила-таки немалые средства для того, чтобы явить миру своё отражение в зеркале. Это не желтые страницы. Это неспешное, без
скороговорки самоутверждение зарождающегося городского сообщества.
Американский историк Джеред Даймонд в книге "Guns, Germs and Steel: the Fates of Human Societies",
вышедшей уже восемь лет назад, задался вопросом: а, собственно,
почему проигрывали культуры, по факту проигравшие состязание с
историей?
Многим ли известно о религии под названием Бахаи? О религии, которая
уступает единственно христианству по географическому охвату и
которая за время от своего основания в 1844 году в Иране разрастается
неспешно, но уверенно. Бахаи не секта, а полноценное вероучение,
основой которого является убеждённость в том, что основатели крупнейших
религий мира, включая Кришну, Будду, Заратустру, Авраама с Моисеем,
Иисуса Христа и Магомета, были божественными Учителями, посланными
единым Богом, чтобы научать заповедям и законам человечество сообразно
разным стадиям его развития. Естественно, к базисному списку новая
религия добавила имена ещё двух учителей: Баб (Врата), Сиид Али
Мухаммад, мученически погибший в Персии в 1850 году, и Бахаи-Уллах
(Слава Господа), Мирза Хусейн аль-Нури, сосланный османами в Аккру.
Суть бахаизма проста: человечество уже в состоянии признать единобожие
вместе с единством человеческой семьи; мужчины и женщины равны,
равны все расы и все народы; наука и религия пребывают в гармонии;
крайности бедности и крайности богатства подлежат устранению.
Образование должно быть всеобщим и универсальным, и нужно выбрать
дополнительный всеобщий для взаимопонимания в мире язык. Работа
совместно с другими есть служение. Брак священен. Алкоголь и наркотики
исключены.
Бахаи лояльны к политическому строю любой страны, могут занимать
административные посты и участвовать в голосовании, но не могут
входить в партии и выдвигаться на выборные должности. У них нет
священства, а советы, руководящие общинами, которые собираются
вместе раз в месяц, избираются по схеме мягкого рейтингования,
без выдвижения кандидатов и без агитации. С календарем у бахаев
сложно: 19 месяцев по 19 дней в каждом.
Бахаи утверждают, что в мире их пять миллионов.
Институт дизайна Южной Африки в прошлом году присудил высшую
специальную награду Криспину Пембертон-Пиготу канадцу по происхождению,
южноафриканцу с тридцатилетним стажем, бахаи по вероисповеданию
за модель портативной печи Vesto. Остроумная конструкция обеспечила
соединение безопасности с учетверенной эффективностью сжигания
дерева или сухого навоза. Печь ценой 675 рублей по текущему курсу
(продана первая тысяча, и изобретатель надеется снизить цену по
мере роста спроса) не дымит и кипятит воду за десять минут на
щепках и сучьях лучше, чем на древесном угле, которым пользуется
большинство жителей африканских городов, что позволит сберечь
столь ценное там дерево.
Ну, и причём здесь крупнейшее в мире болото?
Очень при чем: в 1852 году князь Долгорукий, российский посол
в Тегеране, выступил с осуждением первых верующих и предлагал
убежище Баха-Улле, заключенному под стражу. Первая в мире община
бахаи за пределами Ирана появилась в начале 1880-х годов на территории
Российской империи, в Ашхабаде. Российский суд в 1889 году признал
независимый характер вероучения бахаи и выступил в его защиту.
Первый в мире храм бахаи был построен в Ашхабаде к 1918 году (разрушен
землетрясением 1948 года и вскоре окончательно снесен властями).
Русский был первым европейским языком, на который перевели священные
писания бахаи ("Китаб-и-Агдас", перев. А.Туманский, 1899, С.-Петербург).
Святыня бахаи в Иране стерта с лица земли, по поводу чего Генеральная
Ассамблея ООН 20 декабря 2004 года приняла резолюцию с осуждением,
внесенную Канадой (семнадцатую по счету с 1985 года).
В Аккре, рядом с Хайфой, только что отреставрирована крепость
крестоносцев, в которой Баха-Улла был заключен в турецкие времена.
Центры и общины бахаи есть в Екатеринбурге, Ижевске, Краснодаре,
Красноярске и Канске, Москве, Мурманске, Перми, Петербурге, Челябинске,
Чите, Ярославле...
Крупный центр бахаи возводится в настоящее время в Южно-Сахалинске.
|