Не знаю, насколько
истинна легенда, что, привязав к одной ноге пучок сена, а к другой
пучок соломы, учили когда-то маршировать в строю российских новобранцев.
Похоже, однако, что старую эту науку не грех вспомнить.
Жаль, если отвратительная история с изуродованным мальчиком в
Челябинске так и будет лишь поводом для восклицаний по поводу
армии как сущности в себе, которую якобы вообще невозможно привести
в сколько-нибудь терпимое состояние. Разумеется, жалкие слова
об усилении воспитательной работы не добавляют веры в интеллектуальные
способности генералитета. Но ведь генералитет в вопросе реформы
военной службы, в отличие от вопросов ведения военных операций,
вообще не имеет права голоса не его это дело. Это дело общества,
способного (может статься) вести себя рационально.
Замечу сразу же, что странный оптимизм в отношении контрактной
службы разделить не могу дедовщины в отношении молодых контрактников
он отнюдь не исключает. И деньги здесь тоже почти ни при чем.
Во всяком случае, дедовщины в самых дорогих британских колледжах
было и есть сколько угодно. В той или иной форме она непременно
возникает во всяком замкнутом юношеском сообществе (впрочем, в
женском тоже, и не только в колониях), обреченном на такую схему
совместного бытования, когда есть старшие и есть младшие по возрасту,
а значит, и по статусу.
Дело дошло до того, что, говоря о постепенном переходе на контрактную
армию, министр чуть ли не извиняется за то, что пока ещё будет
и служба по призыву. Это заблуждение из породы вредных долг
есть долг. Отказ от категории долга в отношении воинской обязанности
тянет за собой сомнительные рассуждения о старомодности категории
долга перед отечеством как таковой.
При минимальной последовательности мысли задача номер один заключается
в том, чтобы исключить двухъярусную конструкцию, сведя срок обязательной
воинской службы к одному году. Заметим, что такое обещание министром
обороны сделано, хотя и отнесено, к сожалению, на 2008 год (если
не обманут, конечно).
Впрочем, никто не удосужился внятно объяснить, почему нужен год.
Трехлетняя служба в давнее советское время имела тот глубокий
смысл, что деревенские парни худо-бедно получали в армии элементарную
грамотность, навыки первичной социализации в индустриальной, по
сути, системе, некие навыки обращения с техникой. Война, сначала
финская, затем Отечественная, показала с горькой убедительностью,
что собственно военная подготовка была из рук вон скверной: учились
в боях и ценой чудовищных потерь научились. Далее работала чистая
инерция. Разучились. Когда трёхлетнюю службу заменили двухгодичной,
особой перемены никто не заметил уже по той причине, что первичные
функции обучения практически отпали, а бедных узбеков или таджиков
и так сразу сплавляли в стройбат.
Мне довелось сыграть роль включённого наблюдателя в дюжине военных
городков в якобы славные годы: с 1964-й по 1982-й. Могу поклясться,
что с боеспособностью было и тогда из рук вон плохо, а большие
маневры, в которых мне довелось участвовать, выглядели блестяще
исключительно с гостевых трибун и в отлакированной хронике. Да,
наблюдал я показательную роту десантников, которая демонстрировала
недурную технику перед толпой восхищенных гостей в военной форме
(в дивизии эту роту именовали "цирковой"), но вообще-то
половина боевых машин не заводилась; старшину с ключами от сарая
с парашютами два часа искали по бабам, когда уже давно следовало
лететь на задание; штабные не умели работать с картой; инструкторы-подрывники
не имели представления о статике сооружений; стреляли все в основном
плохо да и как иначе, если патроны экономили и следили, главное,
за тем, чтобы друг друга сдуру не подстрелили... С дедовщиной
все было в порядке, хотя свирепости было несколько меньше.
И разве не тогда оформился фенотип полковника и тем более генерала
с бочковидной фигурой и осанкой женщины на сносях?
Называя вещи своими именами, смею утверждать, что при нормальной
организации учебы армейский всеобуч гражданина можно ограничить
каноническими девятью месяцами, к чему в идеале недурно бы добавить
шесть недель грамотно организованных сборов каждые три года. Нормальная
организация учебы предполагает, что офицеры к ней имеют лишь косвенное
отношение личной ответственности их дело работать со специалистами,
которые и так давно уже почти все контрактники. Нормальная учеба
дело сержантов-инструкторов, способных на умеренную жестокость
и несущих полноту уголовной ответственности за превышение её разумных
пределов.
Только в этом случае оправдана казарма, в которой специалистам-контрактникам
делать в обычных условиях нечего. Казарма с горячим душем и с
туалетом, не унижающим человеческое достоинство.
Это непривычно, но вполне достижимо. Более того, именно к этому
явно тяготеет министр Иванов иначе он бы не настаивал на подготовке
офицеров в университетах. Ведь если этих новых специалистов бросить
в обычную армейскую мясорубку, они ничего не смогут сделать с
нынешним призывником и любым способом сбегут. Уже в 70-е годы
ротные командиры не были в состоянии добиться послушания от вчерашних
десятиклассников иначе, чем негласно препоручив это дело "дедам".
Рискну утверждать, что как раз сержантов-инструкторов придётся
готовить в наиболее здоровых из нынешних военных училищ, и готовить
из уже отслуживших по контракту, прельщая не одной зарплатой,
но и статусом. Высоким. Примерно таким, какой был у гвардии сержанта
в эпоху Петра.
Все это очень сложно сделать, отталкиваясь от той действительности,
что дана нам в ощущениях, но иного выхода не видно.
|