Тезисы о Шуе на Тезе

Заехал в Шую, что в Ивановской области. Несчастной области, где прежний губернатор Тихонов, подчиняясь, надо полагать, гласу свыше, докладывал в верха, что ветхого жилья в его домене всего 6 процентов, вследствие чего в планы федерального финансирования по этой статье — весьма, впрочем, жалкого — область так и не попала.

Вместе с мэром Масловым обошли удивительно славное старинное ядро города. Рядом с разором и запустением есть признаки оживления — с эстетической точки зрения страшненькие, но они есть, что куда важнее. Опыт показывает, что красота — дело наживное.

Что существеннее, так это то, что вырезание кур, несущих золотые яйца, МЭРТ, каковое я предложил бы расшифровывать как "министерство экономического разбоя и терроризма", не только продолжает, но и усиливает. Достаточно сказать, что Шуя, собравшая в прошлом году налогов 1 миллиард 200 миллионов рублей, могла оставить себе на все про все ровно 10 процентов от этой суммы. А между тем единственный 60-квартирный дом, предназначенный для переселения людей из полных уже развалин, здесь пытаются завершить уже двадцатый год кряду. В снежную эту зиму провалилось в чердаки больше шиферных кровель, чем обычно, поскольку у города не было денег оплатить сброс с крыш, а жители ветхих домов не в том возрасте, чтобы с этим трудом совладать самостоятельно.

Мэр — мужик тутошний, коренной, дельный, но толку от этого меньше, чем хотелось бы. Поди разберись, когда одно здание, где музей Фрунзе, давно разделено между Федерацией, областью и городом и потому привести его в чувство никак не представляется возможным. От обаятельного павильона Возовых весов на рынке остались одни руины, однако этот аппетитный обломок пузатенького классицизма — в ведении Федерации (но без финансирования). Торговые ряды область городу до сих пор не отдала — тут доход с аренды; краеведческий же музей готова отдать в любую минуту, не желая для начала вложиться в ремонт.

Октябрьский мост через реку с серьёзным названием Теза, поставленный в 1929 году по солидному проекту, стоял себе стоял, но в морозную эту зиму одряхлевший металл не выдержал. Заштопать его можно, но не слишком целесообразно, так как через десяток лет всё равно его разбирать: опоры из бутового камня поднимали с энтузиазмом, но нагрузку от больших машин они долго не удержат. Нужно (если сметчики не нахимичили сверх меры) 360 миллионов — дать их может только Минтранс, у которого в программе этого моста нет. Тем временем городу пришлось поднять тариф на автобусный маршрут, удлинившийся на пяток километров.

Все это банально, но от подобной констатации теплее не становится. Понять логику центральной власти, когда она отнимала средства у губернаторов прежних режимов, вполне можно, хотя и тогда эта логика вызывала немало сомнений. Как уверяют серьёзные знатоки проблемы (только что консультировался с обер-фискалом в отставке), объем "распиловки" бюджетных средств от концентрации таковых в сундуках Кудрина, во всяком случае, не уменьшился. Этот объем только переместился на ступень выше. Более того, эмпирический анализ убеждает в том, что коэффициент полезного действия бюджетных денег тем выше, чем ниже осуществляется "распиловка", — это принцип субсидиарности по-русски. Сегодня, когда губернаторы под почти полным политическим контролем центра, нет ни малейшего оправдания для ущемления интересов как сильных регионов, так и тех, что только начинают приподниматься с колен.

Нет его, и все. Осмелюсь предположить, что так называемые национальные проекты были сочинены почти исключительно в том виде, чтобы как раз оправдать сохранение пропорции дележа в пользу центра. Что до здравоохранения и образования, не говоря об АПК, на то есть другие специалисты, но в жилищной программе, которую господину Медведеву (вот уж кому не позавидуешь) придётся просить растянуть хотя бы ещё года на три против декларированного срока, я кое-что понимаю. Дело не только в срыве сроков, к чему нам не привыкать, а в двух коэффициентах. Один — КПД, который в рамках этой программы вряд ли превзойдет 9 процентов паровоза серии "О", что в прежние времена ласково именовался "овечкой". Это ещё полбеды. Есть второй коэффициент — обратного социального воздействия пробужденных и нереализованных ожиданий.

Публицисты состязаются в измышлениях по поводу преемника, тыча пальцем в небо, тогда как реальной проблемой является преемственность, вернее, то, что не должно преемствоваться ни при каких условиях, кроме разве что атаки марсиан. Инерционность процесса не поддается легкому преодолению, и бюджет 2007 года тоже не поддается иной правке, кроме как в частностях. Но вот бюджет 2008 года уже сейчас политически необходимо формировать в перевернутой пропорции — в пользу регионов и городов. Точнее, в пользу сильных и, главное, крепнущих регионов. Ещё точнее — в пользу городов с будущим и затем уже регионов, поскольку этого требует элементарная справедливость, ведь основной объем ВРП создаётся именно в городах, где не достает денег, чтобы сбросить снег с крыш.

Меж тем осмысленная часть населения Шуи нервно следит за ходом переговоров по поводу вхождения России в ВТО — судьба едва поднявшихся с колен "Шуйских ситцев" под вопросом.


Опубликовано в "Русском Журнале", 04.04.2006



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее