Что стоит за старательным искажением языка на интернет-форумах?
Казалось бы, нет резона тратить столько труда для того лишь,
чтобы преобразовать "не могу" в "ойдиржитинимагу". Однако же такие
штучки, если упорно их повторять, обладают немалой формотворческой
силой. Вот уж и академики появились, утверждающие, что надлежит
перевести употребимые формы речевого общения в норму.
Когда бы я верил конспирологам, то говорил бы об очередном заговоре
против отечества. Но конспирологам я не верю оно просто само
так обустраивается, что облегченные субстанции невозбранно поднимаются
в тонкие слои атмосферы, и всеобщее почти ерничество стало для
пролетариата умственного труда средством самоидентификации.
Привязанность к употреблению ненормативной лексики на talk-show
и радио явно из другой корзинки щеголяние вульгарностью представляет
собой мутацию малинового пиджака и более ничего. Напротив, осознанное
искажение языка теми, кто с нормой вообще-то знаком, но следовать
ей не желает, похоже, указывает на специфическую вариацию хиппизма
в российской редакции. Ваш мир гадок и мерзок, ради хлеба насущного
нам приходится одеваться, как вам, говорить, как вы, и только
в эфире виртуального общения мы в состоянии обозначить: "мы
не вы". Так, что ли?
Похоже, в своем понятном стремлении упорядочить политическую
жизнь власть заигралась всерьёзнервничает, не будучи уже в силах
скрыть невроз. Да, графа "против всех" есть странное для международной
практики изобретение, но, будучи изобретена, она успела стать
некой ценностью активного неприятия, вместо сугубо пассивной ценности
неучастия в голосовании вообще. Убрать графу "против всех" из
избирательных бюллетеней за год до думских выборов, что только
что свершилось принятием соответствующего закона в первом чтении,
это означает расписаться в обострении боязни.
Особая это боязнь. За исключением редких пока что и разрозненных
стычек по поводу выборочного сноса домиков в пределах водоохранных
зон или по поводу сноса законной собственности без компенсации
по реальной рыночной цене в московском Бутове, вроде бы ничего
особенного не происходит. Однако власти нервничают не вполне напрасно.
Формальное право сталкивается с обыденным пониманием справедливости,
и отнюдь не факт, что формальному праву гарантировано торжество.
У власти достало мудрости не только выправить сервильное, судебное
хулиганство в отношении шофёра погибшего в аварии алтайского губернатора,
но и возглавить протест. Однако не остался незамеченным сам тот
факт, что пришлось уступить давлению, демонстрировавшему быстрый
процесс самоорганизации. Можно было расчленить и тем разрушить
колонну автомобилистов, но сам факт согласованности и самоорганизации
сотен водителей не мог не встревожить. Волгоградские пикеты в
защиту мэра Ищенко можно при желании счесть организованными искусственно,
но люди, в этих пикетах замеченные, отнюдь не производят впечатления
подкупных они отметили, что в кои-то веки в городе стало получше,
и видят в аресте мэра не столько торжество Фемиды, сколько политический
заказ со стороны губернской власти. Разъезды по стране убеждают
в том, что раздраженность властью охватывает все больше тот самый
"средний" класс, в приверженности к ценностям которого неоднократно
признавались наверху.
В прошлом году все больше волновались по поводу украинских "оранжистов"
и грузинских "розовых", но там речь шла о свержении власти, к
чему у нас охотников не видно даже среди самых отчаянных. У нас
нечто совсем иное: вопль возмущения, нажим почти повсеместный
и в результате отчасти полезный продукт в виде финансовых уступок,
как то было со знаменитой монетизацией льгот. Пока что на уступки
хватает денег, но впереди зима и неотвратимые беды ЖКХ, усугубленные
самим процессом внедрения закона о местном самоуправлении, даже
независимо от его качеств.
Разумеется, по извечной российской склонности к истерике, сменяющей
покорность, Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг не были у нас
в числе практически чтимых фигур, но, похоже, что-то меняется.
А тут ещё Крым с его Анапой и Феодосией, выжавшими-таки американских
морских пехотинцев под ошибочным по форме, но верным по существу
антинатовским лозунгом. Вроде бы и не у нас, и по другому поводу,
с нашей точки зрения вполне благому, но факт отступления властей
перед лицом мощного ненасильственного сопротивления не может не
тревожить приверженцев той вариации управляемой демократии, что
следует определить как сверхуправляемую.
Интернет-переход на некий новый вариант офенского языка, у Даля
именуемого также кантюжным, ламанским, аламанским или галивонским,
мне думается, именно в этом контексте приобретает дополнительную
значимость.
Между тем на рекламном щите, что на Якиманке, слово "пора" рифмуется
с "фуа-гра", и самопроизвольно всплывают в памяти лубочные
рифмы Маяковского относительно ананасов и рябчиков.
|