WWW.GLAZYCHEV.RU
Сайт В.Л.Глазычева


Россия: принципы пространственного развития

Вставка 17

В структуре паспорта города предлагается выделять следующие крупные блоки:

Общие сведения о городе, определяющие контекст культуры и тематизацию города — обстоятельства и проблемы, которые жители города считают определяющими. Так, Нефтеюганск — центр нефтедобычи, который большинство жителей воспринимает как временное пристанище. Соответственно, многие покупают жильё на «большой земле». Напротив, к примеру, Малоярославец воспринимается как древний город, который будет жить независимо от пребывания в нем тех или иных предприятий. Здесь сложившаяся городская культура способна заметно влиять на деятельность крупных компаний. Сравнительно удобное положение (Киевская ж/д, Киевское шоссе) обеспечивает высокую «проточность» города. В Муроме с его долгой историей ситуация выглядит по-иному: развитая инженерная культура, обусловленная советским периодом развития, тогда как город воспринимается жителями как набор разрозненных заводов. Аналогичное положение — в сравнительно старом Стерлитамаке, где доминирует «большая химия», также связанная с советским периодом.

Напротив, моно-ориентация типа «мы добываем нефть», «мы — арсенал» (Ижевск, отчасти Тула), или «мы занимаемся наукой» (к примеру, подмосковный Троицк) во время конъюнктурных кризисов или смены руководителей зачастую ставит вопрос о самом существовании этих поселений.

Диагностика крупных предприятий — градообразующей базы (во многих случаях справедливо говорить о градообразовавших предприятиях, сегодняшняя роль которых в жизни города либо неоднозначна, либо очевидно отрицательна).

Необходимо провести сравнение численности занятых на этих предприятиях в советское и в нынешнее время, учитывая результаты передачи жилья, части объектов инженерной инфраструктуры и соцкультбыта в ведение муниципалитета. Уже здесь выявляется изменение структуры города и факторов, обеспечивающих его развитие. Так, в г. Рубцовске основная часть населения была занята на пяти машиностроительных заводах, три из которых практически полностью остановлены, а объемы производства и численность занятых на двух других упала в несколько раз. Учитывая отсутствие заметных капитальных вложений в развитие других производств, обеспечивающих занятость, вопрос об источниках дохода основной массы населения остается открытым.

 Если говорить об инвестиционном климате, необходимо понимание роли города в сложившемся региональном, межрегиональном, национальном (к примеру, город Энгельс), а в отдельных случаях — и в мировом (город Чайковский, к примеру) территориальном разделении труда. Рейтингование городов имеет смысл только в случае сопоставимости их технологических возможностей с точки зрения потенциальных инвесторов.

Диагностика позиции местных властей и политической элиты, что предопределяет локальную экономическую политику и типы взаимодействий с малым и крупным бизнесом. Диагностика малого и среднего бизнеса: наличие ресурсов, характеристика влияния и поведения силовых и криминальных структур с точки зрения возможностей криминализации города и ограничения входа новых предприятий на рынки.

Градообразующие предприятия и наличие ресурсов предпринимательства.

Не только существующие, но так же и ликвидированные или реорганизованные градообразующие предприятия, существовавшие до 1991 г., влияют на социально-экономическую ситуацию в городе, включая развитие бизнеса. В результате реформ развернулся процесс расщепления, дробления предприятий на элементарные «атомы» ресурсов, из которых, как из мозаики, затем стали складываться другие производственные и социальные картины. Такой процесс реинтеграции происходит частично в рамках старого предприятия, в виде отделения «кусков» от старого целого, но зачастую ресурсы используются новыми деловыми структурами, не имеющими со старым предприятием ничего общего. Диагностику состояния старых крупных предприятий, также как и возможностей нового предпринимательства в городе, можно проводить путем анализа «мозаики» имеющихся ресурсов и способов её реинтеграции в новые экономические цепочки.

Можно выделить следующие пять основных типов ресурсов:

Ресурс имеющегося спроса, рыночная ниша. Характерны примеры, когда такой ресурс используется не самим старым предприятием, а новыми предприятиями, или индивидуальными предпринимателями. Так, например, когда спрос на продукцию одного из тракторных заводов резко упал, остался значительный спрос на запасные части. Руководство завода в этих условиях оказалось неспособно организовать их производство на своих мощностях или кооперироваться с малыми предприятиями. В результате спрос удовлетворяется за счёт хищений и подпольного изготовления деталей сотрудниками завода на имеющемся в цехах оборудовании, или путем кустарного изготовления за пределами предприятия.

Предпринимательский и организационный ресурс: способность руководства предприятия приспособиться к изменившимся условиям и наладить деятельность. Типичным в этом отношении можно счесть ижевский «Ижмаш», где, несмотря на сокращение госзаказа (оружие) с 90% до 1% мощностей, в 1998 — 2002 гг. до 80% мощностей удалось занять невоенным производством в сложной кооперации с компаниями Германии и США,

Ресурс квалифицированной рабочей силы и специалистов. Ситуации в городах значительно различаются в зависимости от профиля и компентентности персонала предприятий в новых условиях. Известный радиозавод «Вега» в городе Бердске оказался неспособным выжить в рыночных условиях как единое целое и прекратил своё существование. Однако в городе работают новые предприятия, созданные бывшими специалистами «Веги», поставляющие на российский рынок и за рубеж наукоемкую продукцию, которая не имеет ничего общего с продукцией старого завода. Есть примеры размещения в городе предприятий из других регионов России — специально с целью использования высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силы.

Качественно иная ситуация в Муроме, где Муромский Стрелочный завод, производящий стрелочные переводы, конкурентноспособные за пределами России, не входит в структуру МПС, что даёт ему свободу на рынке. Объем производства в 2002 году составил около 700 млн. руб. Однако до недавнего времени ОАО МСЗ принадлежало муромским структурам и физическим лицам. Вокруг предприятия наросло множество посредников, которые перехватывали сбыт и снабжение завода. В результате одно из самых успешных предприятий региона начали готовить к процедуре банкротства с целью сменить владельца, с обычной цепью действий — типичная ситуация разрушения без пересоздания.

В большинстве случаев материальные ресурсы крупных старых предприятий в той или иной форме используются новыми. Нередко новые малые предприятия обращаются к крупным старым для того, чтобы выполнить производственную операцию, недоступную им самим. Эта роль старых предприятий часто является ключевой для малых и средних предприятий, обеспечивая возможность их существования, что, разумеется, не учитывается статистикой.

Для многих успешно работающих малых и средних предприятий унаследованные ими ресурсы старых предприятий становятся все менее пригодными. Эти предприятия нуждаются в зданиях или оборудовании, специально приспособленных для их потребностей. В этой ситуации тормозом развития новых предприятий оказываются отношения собственности и механизмы принятия решений, унаследованные от периода передела и приватизации старых предприятий. 

Важно подчеркнуть, что в нынешних условиях экономическая деятельность в «классическом» смысле, ориентирующаяся в конечном счёте на удовлетворение спроса, тесно переплетается с силовой борьбой за ресурсы. Поэтому анализ ситуации на старых предприятиях, и анализ возможностей предпринимательства невозможны без диагностики «силового взаимодействия» на территории.

К ресурсам лоббирования можно отнести в первую очередь электоральный ресурс: способность предприятия (особенно крупного) заметно влиять на результаты голосования на выборах мэра города, городского совета,  депутатов законодательного собрания субъекта Федерации. Примером, когда основным для старого крупного предприятия оказывается его электоральный ресурс, может служить ситуация в Муроме. Старый  завод сократил численность занятых с 25 до 10 тысяч человек, средний возраст которых приближается к пенсионному. Оставшиеся работники заняты один день в неделю и получают мизерную зарплату. Тем не менее, влияние предприятия на исход голосования при выборах мэра города огромно, мэр фактически назначендиректором завода, и едва ли не главной задачей городской администрации оказывается лоббирование с целью выделения дотаций из бюджета субъекта Федерации ресурсов на отопление города. Выделенные средства в основном перечисляются предприятию как владельцу главной в городе котельной, что и поддерживает предприятие «на плаву». В то же время обремененность старого предприятия системами обеспечения городов создаёт практически тупиковую ситуацию, так как жизнеобеспечение поселений оказывается единственной функцией предприятия, что делает его в принципе непривлекательным для приватизации и инвесторов.

Следует иметь в виду и протестный ресурс: способность предприятия продавливать свои интересы, используя внеинституциональные формы выражения настроений населения. Ситуации такого типа наиболее характерны для середины 90-х годов, однако они остаются важным инструментом локальной и региональной политики, который может быть задействован при существенных колебаниях ситуации — в частности, в связи с предстоящим введением нового Закона об основах местного самоуправления.

Показатель средней заработной платы по городу неоднократно и справедливо критиковался, тем не менее, он сохраняет важность при проведении сравнительного анализа. Так, если среднемесячная зарплата в городе металлургов и машиностроителей Старом Осколе составляла в 2002 г. 4975 руб., а в Муроме — 3144 руб., то это выразительнее свидетельствует о социально-экономическом положении города, чем показатель бюджетной обеспеченности (в Старом Осколе — 3927,8 руб. на одного жителя, в Муроме — 4532,5 руб.). При этом Муром имеет на треть дотационный бюджет, тогда как Старый Оскол живёт без дотаций. Естественно, что и жильё в Старом Осколе стоит гораздо дороже, чем в Муроме.

Качественные показатели должны помочь в понимании способов взаимодействия городских властей и политической элиты как с бизнесом, так и социальной коммуникации внутри самой городской элиты. «Кредитная история» мэра: значение того, из какой среды попал в своё кресло мэр, а также вице-мэры, принимающие решения.

Частая смена городских руководителей в шахтерском Анжеро-Судженске сотрясала город, начиная с 1989 г. Предпоследний мэр пришел к власти в результате «рельсовой войны». Это был директор самого успешного на тот момент предприятия города «Анжеромаша». С собой он привел команду молодых специалистов, главным образом, со своего завода, что нарушило традицию, так как в шахтерских городах обычно во власть приходили люди из угольной промышленности.

Будучи машиностроителем, мэр попытался изменить моноотраслевую структуру города и начать развивать неугольное производство. Большинство проектов требовало капиталовложений, которых найти не удалось, но безусловной заслугой команды стало развитие среднего и малого бизнеса. Однако в целом глубокий кризис преодолеть не удалось, а из-за провала попытки реанимировать стеклозавод, с инвестировала областная администрация, мэр был вынужден уйти.

При составлении паспорта территории необходимо исследовать влияние городского совещательного органа (редко располагает большим влиянием на принимаемые решения, однако это важный орган городской социальной коммуникации).

Включать оценку общего количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, их удельного веса в численности занятых, общем объёме продукции и услуг города, их доли в объеме налоговых поступлений. Отдельно необходима оценка деятельности малых и средних предприятий, поставляющих продукцию и услуги за пределы города (что, согласно мировой практике, является признаком градообразующих предприятий). Имеются в виду те же показатели, но важна также качественная общей перспективы их развития.

Следует оценить степень монополизации местного рынка, количество крупных бизнес-структур, контролирующих фирмы малого и среднего бизнеса. Состояние маркетингово-сбытовой инфраструктуры; Финансовая инфраструктура; Отрасль бизнес-услуг; Наличие и эффективность объединений предпринимателей. Все это — наряду с достаточно полными общими сведениями по городу.

 


Предыдущая Наверх