Проектный семинар
"Стратегии развития муниципальных образований"

"Ключевые проблемы и проектные предложения для реализации потенциальных ресурсов малого города"

Главным препятствием в продвижении российских экономических реформ 90-х годов является запаздывание их гуманитарной "составляющей", — системы формирования адаптивных личностей, способных быстро встраиваться в новые экономические отношения, активно участвовать в позитивных изменениях социума. В результате, в функционирующей на данный момент времени общественной среде России велика разобщённость людей, взаимная враждебность, криминализация всех сфер жизни. В обществе периодически возникает предкритическая масса социального протеста. В свою очередь, такое состояние общества не позволяет осуществлять дальнейшие позитивные перемены в жизни людей. В то же время, российская государственная машина в её современном виде по-прежнему, традиционно противостоит большинству населения в законодательной сфере, в организации системы управления и налогово-бюджетной системы.

"Реформы сверху" не затронули российской глубинки, не привели к достаточно ощутимому встречному движению самоорганизации общества "снизу", от интересов индивидуума, социокультурных, профессиональных и территориальных общностей. Особенно слабым, а во многих субъектах федерации, - бесправным, остается уровень местного самоуправления, — фундамент общества и государства в демократических странах. В условиях отсутствия "фундамента" постоянно сохраняется угроза саморазрушения общества и распада российского государства.

Неправительственные программы институциональных преобразований, проводимые различными зарубежными гуманитарными организациями в отдельных сферах общественной жизни, попадают на "неподготовленную почву". В конкретных местах их реализации, не встречая достаточного понимания и массового отклика в социумах, они не создают "критической массы" инноваций, и как правило, их эффект сводится к локальным, изолированным и быстро затухающим изменениям.

Российская реальность диктует необходимость срочной корректировки организации деятельности, сущность которой должна состоять в дополнении существующих специализированных программ комплексными программами на локальном или региональном уровне. Такие программы должны концентрировать различные направлений деятельности отдельных элементов и звеньев "отраслевых" программ и проектов в "ключевых" регионах и муниципалитетах для создания там критической массы социокультурных преобразований и достижения последующего мультипликативного эффекта от нововведений во всех сферах общественной жизни.

Подлинно демократическое государство и открытое гражданское общество может быть построено только от интересов человека, его профессиональных, конфессиональных, культурных и иных объединений по интересам, и в первую очередь, от территориальных общин — первичных ячеек местного самоуправления. Поэтому в процессе трансформации экономики и общественной жизни малые города должны сыграть особую "модельную" роль в организации общества, его взаимодействия с бизнесом и властью.

В течение многих десятилетий проблемы подавляющего большинства российских малых городов коренным образом не решались. Традиционный, десятилетиями практиковавшийся при советской власти и до сих пор сохранившийся в основных чертах подход к решению проблем малых городов основывался, преимущественно на "внешних" по отношению к городу воздействиях. При таком подходе в качестве субъектов управления выступали:

  • государство на федеральном, региональном или отраслевом (ведомственном) уровне в форме принятия и реализации специальных нормативных актов или целевых программ развития малых городов;
  • муниципальные органы власти в форме управления объектами муниципальной собственности и исполнения расходной части бюджетов малых городов, входящих в консолидированные бюджеты субъектов федерации;
  • отдельные предприятия в форме предоставления рабочих мест, создания и содержания части городской инфраструктуры.

Именно поэтому малые города являются идеальным объектом для оказания систёмного влияния на местное самоуправление в России, которое является основой гражданского общества. Именно на этом уровне власть максимально приближена к избирателю, подотчётна ему и ориентирована на его интересы. Именно на уровне местного самоуправления каждый гражданин может напрямую принимать участие в управлении, отстаивать свои интересы и влиять на формирование стратегии развития своего муниципального образования в соответствии со своими интересами.

Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправления в России является слабость его экономической базы. И, хотя нельзя отрицать необходимости урегулирования межбюджетных отношений, истинным решением этой проблемы является только укрепление собственной экономической базы муниципального образования — развитие местного бизнеса и привлечение в город внешних инвестиций.

На сегодняшний день назрела реальная необходимость создания эффективной модели взаимодействия всех секторов общества — государственного, некоммерческого и коммерческого для удовлетворения наиболее острых потребностей местного сообщества. В последнее время стало очевидным, что создание Общественного Фонда (Фонда местного сообщества) может стать хорошим решением данной проблемы. Аккумулируя и эффективно распределяя местные ресурсы, Общественный Фонд является устойчивой базой для финансирования проектов некоммерческих организаций и местных инициатив, направленных на решение проблем местного сообщества.

В докладе ЦСИ ПФО "Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности" отмечалось, что при анализе перспектив формирования и утверждения новой российской государственности необходимо учесть достоинства и недостатки всех типов политико-территориального устройства. Унитаризм не способен в полной мере учитывать многообразие региональных особенностей. Конфедерация — это вообще исторически незнакомый России вид. Поэтому для России оптимальной представляется путь федеративного устройства государственной системы. И Новая федерация ни в коем случае не должна допустить повторения СССР, где сочетались федеративные и унитарные принципы (субъектами федерации считались только автономные республики). Некоторые политологи называют это явление унитарной федерацией. Перед Россией стоит сложная задача — сохранить единство и не допустить при этом ущемления интересов республик, автономий, краев и областей. Так как только при условии уважения ценностей, традиций, обычаев отдельных народов, входящих в её состав возможно сохранение государственной целостности.

Сразу становится ясно, что разграничение полномочий станет ареной явной и скрытной борьбы за то или иное видение целей и выбор путей развития российской государственности.

Хотя работа специально созданной правительственной Комиссии по разграничению полномочий ещё не закончена, жизнь подтвердила предположение о стратегическом содержании темы о разграничении полномочий. Дискуссии по этой темы фактически стала национальными дебатами о приемлемых стратегиях развития государственности.

А.М. Пыков