В 2000 году мы
(Центр стратегических исследований) начали исследования
по Приволжскому федеральному округу, и первое, с чем мы тогда
столкнулись, это восхитительная ситуация барьеров на границах между
регионами. В Мордовии,
с которой у меня начинались исследования малых городов, стояли заставы,
«отсекавшие» картофель, «отсекавшие» молоко и мясо. Сейчас может
показаться, что это в прошлом. Но ничего подобного: штудируешь сейчас
Краснодарский край там дополнительные пошлины на ввоз, дополнительные
барьеры, Оренбуржье как не разрешали брать займы из внерегиональных
банков, так и сейчас не разрешают, хотя нигде на бумаге этого, разумеется,
нет. Это что касается линии экономического сепаратистского тренда.
Пару недель назад я делал передачу о Якутии, и, хочешь не хочешь,
разбирался, что происходит, когда в объятьях сливаются региональная
власть и алмазная отрасль, в результате чего эта отрасль стране
не даёт почти ничего. Вот что было крайне любопытно обнаружить:
маленькая, миллионная Якутия ухитряется «съесть» почти весь доход
от алмазов, которые продает Россия, это трудно себе представить,
но это факт.
Я уж не говорю о «веселье», которое сейчас разворачивается в
крошечной Адыгее, где зреет просто очень опасная ситуация. Она
приобрела конфессиональную форму, чего мы больше всего опасались.
Славянский союз, с одной стороны, Черкесский конгресс и Адыге-Хасэ,
с другой стороны, и под мартовские выборы ситуация, мягко выражаясь,
беспокоящая.
И последнее впечатление. Два года назад, Набережные Челны, Татарстан,
иду к большой Соборной мечети и слышу: «Вам
тут нечего делать, тут по-русски не говорят». Потом ещё обнаружил список защищенных диссертаций в Казанском государственном
университете по дисциплине «История» каждая вторая про то, что
«Татарстан родина слона». И это уже никого не изумляет, но вы
прекрасно понимаете, что за этим кроется очень любопытный процесс
воспроизводства определённых типов, шаблонов и стереотипов, которые
фактически не шумно, не ярко, но очерчивают отъединение от культурного
пространства. От пространства, которое обладает своей системой
ценностей, своей системой выяснения, кто есть кто, затягивает
в себя филиальные структуры. И фактически этот болезненный предмет
оказывался до сих пор вне обсуждения, если не говорить о публицистических
статьях, цена которым пока не особенно велика. Поэтому мы попросили
вас собраться здесь для того, чтобы обменяться наработанными,
насколько они есть, суждениями, наблюдениями, и наша задача сделать
из этого небольшую брошюру и запустить её в ход. Повторяю, тема,
как ни странно, со спокойной аналитической точки зрения не прорабатывалась
в публичном пространстве, а нас интересует публичное пространство,
а не докладные записки, или не только они.
|