|  
                      Специалист по проблемам городской среды 
                      Вячеслав Глазычев идет от частного к общему, рассматривая 
                      через призму построения городского пространства законы функционирования 
                      пространства государственного.
                      
                       Как один из виднейших специалистов по городскому 
                      планированию, Вы не раз публично заявляли, что российские 
                      города давно уже строятся не в интересах «жителей», а подчиняясь 
                      некоей «форме», оболочке, которая состоит из генеральных 
                      планов, графиков прокладки труб и так далее. Считаете ли 
                      Вы, что этим среде мегаполисов наносится непоправимый ущерб? 
                      
                      Глазычев В.Л.: Непоправимый – это сильно 
                      сказано. Города – штука живая, ошибки в них делались всегда, 
                      и ошибки эти поправлялись. Другой вопрос, что масштаб ошибок 
                      мог бы быть несколько меньшим. Главным препятствием для 
                      перехода к городскому планированию оказывается даже не дефицит 
                      профессионализма, а нежелание прозрачности. Потому что проектный 
                      режим работы с пространством вытаскивает всё на поверхность. 
                      Слишком многим это невыгодно. Удобнее пилить деньги на штучных 
                      ситуациях. Это цинично, но это так. Поэтому ущерб городской 
                      среде, конечно же, наносится. Простенький пример: в 1999 
                      году, когда обсуждалась проблема строительства третьего 
                      транспортного кольца в Москве, ряд 
                      экспертов (и я в том числе) выл в голос, что дело, безусловно, 
                      нужное, но только сначала постройте гостевые стоянки в достаточном 
                      количестве. Это не было сделано. Соответственно, движение 
                      в ближайшее время может быть практически парализовано. Вот 
                      классический пример отсутствия связного мышления, понимания 
                      того, что машина не только едет, но и стоит. Казалось бы, 
                      овладеть связным мышлением несложно. Но на самом деле оно 
                      предполагает постоянное удерживание в сознании целого. Это 
                      и есть профессиональная работа с пространством, которая 
                      намного сложнее, чем кажется. 
                      
                       Не потому ли, что подход к реальности принятый 
                      большинством экономических и политических субъектов в наше 
                      время отличается пренебрежением к целому, к системному мышлению? 
                      
                      Глазычев В.Л.: Безусловно. Более того, для 
                      управления страной в целом необходима логика реального пространственного 
                      видения. Вся деятельность происходит в местах и между местами, 
                      а не в математическом пространстве экономических выкладок. 
                      И здесь пространственное видение может стать «натуральным 
                      интегратором». «Натуральный» в буквальном смысле, потому 
                      что эта та почва, на которой становится возможной осмысленная 
                      деятельность. И «натуральный» в смысле естественно-деятельностный, 
                      потому что, если деньги интегрируют на абстрактном высшем 
                      горизонте, то схема пространственного развития интегрирует 
                      на высшем конкретном горизонте. 
                      
                       Возможно, именно отсутствие идеологического «общего знаменателя» объясняет падение эстетических требований 
                      общества, в том числе и к архитектуре? 
                      
                      Глазычев В.Л.: Подозреваю, что здесь дело 
                      обстоит сложнее. Эстетические запросы к архитектуре, как 
                      к физическому оформителю пространства сложились в эпоху 
                      другой цивилизации. Цивилизации иерархированной, поэтому 
                      она задавала стиль. Цивилизации единой воли (в значительной 
                      степени), поэтому она этот стиль могла навязывать. И цивилизации, 
                      в которой элита исполняла обязанности общества. Вся эстетика 
                      была сформирована тогда в разных вариантах, от древнеримской 
                      до ВДНХ. 
                     Когда этот тип конструкта исчезает, вместе с ним прекращает 
                      существование единый центр воли и вкуса, признаваемый всеми 
                      как естественный и самоочевидный, на который надо ориентироваться. 
                      Наступает эпоха вкусового плюрализма. Она, естественно, 
                      всегда на первых порах приводит к деградации, поскольку 
                      первоначально пытается удерживать уже исчезнувший тип эстетики. 
                     Есть второй эстетический ход, который тоже зарождался очень 
                      давно и зарождался в зоне homo ludens, будучи связан с массовой 
                      досуговой активностью. Парки «сладкого ничегонеделанья» нам известны с эллинистической эпохи. Были города, где они 
                      достигали громадных размеров, например, Антиохия. Эти парки 
                      всегда порождали свою эстетику, значительно более игровую, 
                      менее серьёзную, кульминацией которой сегодня является Лас-Вегас. 
                      Этот тип эстетики имел и имеет своего массового воспринимателя 
                      и любителя.
                      Удержать первый тип эстетики от напора второго сейчас 
                      невозможно по современным экономическим законам. Архитектура 
                      исчезает как самодостаточная в некотором смысле ветка, всё 
                      чаще слипает с дизайном, с шоу-дизайном в значительной степени 
                       уже появились сооружения для проецирования на них 
                      картинок. 
                     Это нельзя назвать деградацией, это другое, где собственно 
                      архитектура переходит исключительно в функциональный и утилитарный 
                      план: как организовать движение, как тянуть верх, как двигаться 
                      по диагоналям, – эскалаторами или как-нибудь иначе. Это 
                      тоже важная часть архитектуры, и она прекрасно может в этом 
                      существовать. А поскольку в хаосе предложений на больших 
                      рынках огромное число брендов, уже устойчивых или только 
                      желающих стать устойчивыми, бренды навязывают архитектуре 
                      логику коммерческого дизайна-брендинга. 
                     И вот даже такой мастер как Норман Фостер (с которым я 
                      имел удовольствие быть знаком), построивший великолепные 
                      объекты в стиле «холодный хай-тек», строгий, жёсткий, чёткий, 
                      демонстрирующий возможность управления технологией ради 
                      достижения формальных целей, ставит какой-то странный Сити-холл 
                      в Лондоне вроде лужковской кепки в разрезах. Или вот сейчас 
                      поставил в Сити дом, тут же названный «огурцом», где на 
                      первом плане сама изощрённость с помощью компьютера рассчитанных 
                      сборных фрактальных элементов (все разные), выдерживающих 
                      сложную кривую форму. Раз он уже делает это, значит, напор 
                      по-настоящему велик. Заказчик этого хочет, соответственно, 
                      служебная профессия выполняет волю заказчика, просто кто-то 
                      делает это чуть лучше, а кто-то чуть хуже. 
                     Или Фрэнк Гери с его зданием музея Гуггенхайма в Бильбао, 
                      – огромная раковина, которая, скорее демонстрирует возможности 
                      невероятно сложных взаимодействий кривых, которые только 
                      на компьютерах можно делать. И само здание является, прежде 
                      всего, брендом. Как в нём смотреть искусство, – дело тёмное. 
                     У современной цивилизации параноидальное сознание, поскольку 
                      она, с одной стороны, признаёт себя наследницей классического 
                      стержня, и в то же время играет по неклассическим правилам. 
                      В этом отношении, каково сознание, таков и архитектурный 
                      результат и не только у нас, где есть свои особые провинциальные 
                      нотки, но и не у нас тоже. Потому что происходящее сейчас 
                      в Сити говорит о том, что прежнего Лондона уже не будет. 
                     
                       Если элиты не хотят и не могут быть центром 
                      формирования эстетических запросов, могут ли взять на себя 
                      эту роль другие социальные группы  например, интеллектуалы? 
                      
                      
                      Глазычев В.Л.: Для этого интеллектуалы должны 
                      стряхнуть с себя постмодернистские лохмотья. Потому что 
                      в них всё всему тождественно, всё всему равноправно, соответственно, 
                      есть запрет на попытку сказать: «Это так». Я не сомневаюсь, 
                      что это обязательно произойдёт в силу неизбежных мощных 
                      тектонических социальных сдвигов. Не думаю, что это случится 
                      в ближайшие годы, но в обозримой перспективе это неизбежно. 
                      В какой-то степени, установление «нового феодализма» (на 
                      эту тему давно и не зря писали) не за горами. За какими 
                      горами, это пока не понятно. 
                      
                       «Новый феодализм»  это господство архаизирующих 
                      представлений? 
                      
                      Глазычев В.Л.: Не уверен, что именно архаизирующих. 
                      Во всём мире (а не только у нас) идёт падение интереса 
                      широкой публики к гражданским проблемам, к самоуправлению, 
                      снижение активности на выборах. Это – добровольный отказ «простого человека» от активной социальной роли. Может быть, 
                      в его основе лежит понимание ничтожности собственного вектора 
                      и неумение увидеть закон больших чисел. Фактически некоторое 
                      число транснациональных центров принятия решений уже играет 
                      роль новых феодалов, дергая за струнки и приводя в движение 
                      целые страны, правительства, экономики. Конечно, всегда 
                      нечто подобное существовало, но замаскировано. Сейчас это 
                      проступает почти в открытую. 
                     Кроме того, политика безудержной демократизации относительно 
                      высокого стандарта потребления, помноженная на стремление 
                      производителей вызывать искусственное старение вещей ради 
                      их быстрой замены, начинает упираться в дефицит ресурсов. 
                      В этом отношении в пророчествах «зелёных» (как бы они ни 
                      назывались) содержится значительная доля правды. Мы приближаемся 
                      ко времени некоторой стабилизации населения человечества 
                      в целом при стремительном падении «старых» (условно говоря, 
                      европейских, этнических и культурных групп). 
                     Поэтому нас впереди ждёт или торжество третьего мира (своего 
                      рода «новое варварство), который всё очень быстро проест, 
                      вследствие чего довольно скоро наступят хаос, голод и всё 
                      прочее. Или у нас впереди феодальная контрреволюция, в результате 
                      которой новые центры принятия решений смогут обуздать идущие 
                      процессы и навязать свой порядок новой стратификации. 
                      
                      Не существует ли угрозы, что в результате «неофеодальной» контрреволюции страны, которые не будут включены в новые 
                      центры принятия решений, (в том числе, Россию) ожидает утрата 
                      собственной идентичности?   
                      Глазычев В.Л.: Опасность такая есть, и недооценивать 
                      её нельзя. У России в этом отношении часть «Ч», – я об этом 
                      всё время говорю и пишу. В России сейчас концентрация воли 
                      на удержание такого, казалось бы, чистого символа как государство, 
                      может либо стать целью социальной и политической деятельности, 
                      либо окончательно уступить место чему-то другому, – потребительству, 
                      осуществлению либеральных ценностей, или какой-нибудь иной 
                      активности. 
                     Потенциально у нас есть возможность удерживать запасы пресной 
                      воды и других важнейших ресурсов. У нас единственных есть 
                      запасы почв, способные прокормить несколько сотен миллионов 
                      человек. Но и желающих распоряжаться нашими ресурсами будет 
                      немало. 
                     Стремление ослабить и расчленить нашу страну очевидно, 
                      и оно носит объективный характер. Можно ли ему противостоять? 
                      Да. Но это требует такой концентрации волевых и корпоративных 
                      усилий, проявлять которые пока охотников немного. Хотя они 
                      кое-где встречаются. Учитывая особенности того, что условно 
                      называется «русским национальным характером» (что сидит 
                      в языке, в глагольных формах и ещё много где), только осознание 
                      реальной угрозы существованию способно осуществить сжатие, 
                      необходимое для последующего концентрированного волевого 
                      усилия. Сейчас наша общественная воля напоминает пружину, 
                      вытащенную из велосипедного насоса, – жалко повисает и болтается 
                      по инерции. Условия для образования новой корпоративности 
                      в такой ситуации возникнуть не могут. Привести к её появлению 
                      может только сжатие этой самой пружины, для которого необходимы 
                      изменения в общественном сознании. 
                     Пока им противостоит разложенное сознание пишущей, снимающей 
                      и прочей творческой братии. В лучшем случае им производится 
                      такой бесконечный Пелевин, т.е. постоянно повторяющаяся 
                      и ни к чему не обязывающая констатация конца, распада, перехода 
                      в вегетативное состояние.
                      
                       Получается, Вы считаете, что именно творческая 
                      среда чувствует потребность выразить волю общества в сжатом 
                      виде, а политические и экономические элиты эту потребность 
                      утратили? 
                      
                      Глазычев В.Л.: Нет, мне кажется, дело сложнее. 
                      Внутри политического слоя есть носители подобного типа сознания 
                      или предсознания. И внутри бизнес-элит есть этот тип. Эти 
                      люди пока не имеют площадки, на которой они могли бы распознать, 
                      что он не одиноки. Корпоративность в этом отношении может 
                      проявляться как братство по духу, а не по занятиям. 
                      
                       А осталось ли у нас время для того, чтобы осознать 
                      необходимость данного типа сознания и предоставить ему возможность 
                      играть первую скрипку при принятии политических, экономических, 
                      культурных решений? 
                      
                      Глазычев В.Л.: Это – открытый вопрос. Мы 
                      сталкиваемся с несколькими временными ритмами. Один старый, 
                      медленный, консервативный ритм постепенного обучения поколений. 
                      В рамках этого ритма подвижки идут, но «пока солнце взойдёт, 
                      роса очи выест». Наряду с ним есть короткий, пульсирующий 
                      ритм высшего проявления осознания, понимания и воли, пока 
                      представленный, скорее, индивидуальными вспышками. Они остаются 
                      латентными, потому что никто ими собственно и не интересуется. 
                     Для общественного проявления и трансляции этих вспышек 
                      нет ни площадки, ни трибуны. Ускорить этот процесс возможно, 
                      но для этого необходим захват действительно элитарной высшей 
                      школы. Не той, которая стоит в списке ведущих вузов, что 
                      и гроша ломаного не стоит, а той, в которой действительно 
                      идёт «уловление душ». Подобные процессы являются энергоёмкими 
                      и трудными, но их возможно осуществить. 
                     Об этом свидетельствует мой опыт проведения работы 
                      в проектном режиме, охватывающей горизонты от группы 
                      регионов до сельских округов. В этом отношении мой опыт 
                      уникален, поскольку охватывает все срезы. Последней у меня 
                      была работа с группой районов так называемой «депрессивной» Кировской 
                      области, самого якобы «депрессивного» угла. Как только 
                      возникнет понимание того, что такой вещи как «депрессивная» территория, а есть лишь депрессивные точки и есть точки 
                      роста, усилия которых следует объединять, примерно четверть 
                      деловой и управляющей элиты на всех горизонтах будет способно 
                      включиться в подобные процессы. Это и является для меня 
                      главным критерием определения того, что стоящая перед нами 
                      задача из класса решаемых. Но это решение очень трудно, 
                      поскольку требует огромных энергетических и человеческих 
                      затрат. 
                      
                       Не кажется ли Вам, что формирование сознания, 
                      носитель которого ощущает ответственность за общество должно 
                      начаться с создания внятных эстетических и стилевых запросов? 
                      
                      
                      Глазычев В.Л.: Не знаю, исключить не могу. 
                      Но в этом случае речь должна идти о неклассическом понимании 
                      эстетического, когда на первый план выходит персонализированный, 
                      но при этом принадлежащий единому пулу личностный стиль, 
                      проявляющейся в речи, в языке, в одежде, в манерах. Таким 
                      образом, должно произойти соединение этической и эстетической 
                      позиции в единое целое, позволяющее опознавать «своих» (но 
                      не благодаря совместному зажиганию свечек или участию в 
                      иных детских играх, а в более серьёзном ключе). 
                     Хороший вкус почти всегда неотрывен от более сложного понимания 
                      себя в мире и мира в себе. Я не верю в то, что в наши дни 
                      социальную действенность может иметь отдельный художественный 
                      жест или продукт. 
                     Сейчас отмечается столетие одного из самых аристократических 
                      и интеллектуальных художников ХХ века Сальвадора 
                      Дали. Очень часто обращают внимание на связанные с его 
                      творчеством и жизнью игровые и эпатажные моменты. Но он 
                      был человеком, хорошо знавшим «теорию катастроф» Рене Тома, 
                      читавшим Тейяра де Шардена, возрожденческие трактаты о кубической 
                      форме Хуана Герреро, строителя Эскуриала, человеком, реально 
                      осуществлявшим прорыв сквозь устоявшиеся конструкции. Дали 
                      использовал эпатирующие жесты в качестве PR-ходов, не для 
                      того, чтобы существовать их посредством, а для того, чтобы 
                      решать стоящие перед ним задачи. Он был своеобразным Шлимманом 
                      ХХ века, человеком мечты, воли и умения обеспечить её материально. 
                     Но это уже принадлежит истории, это мы уже прошли. Героический 
                      жест был явлен в работах и книгах, созданных в ХХ веке. 
                      Способность опознать его, проникнуть за очевидный внешний 
                      эпатаж (за закрученные усы и кувшинки в автомобиле в случае 
                      Дали) может быть одним из критериев той этико-эстетической 
                      позиции, которая необходима сейчас. 
                      
                       Способно ли усиление традиционалистских тенденций, 
                      которое мы наблюдаем, возвести стену между новейшей российской 
                      культурой и искусством ХХ века и вычеркнуть нас из культурного 
                      пространства Европы? 
                      
                      Глазычев В.Л.: Я в это не верю. Усилия такие 
                      предпринимаются не от большого ума, но они абсолютно безнадёжны, 
                      результата они не дают, и дать не могут. Но внутри исторического 
                      хлама даже и эту тенденцию можно использовать. Сегодня можно 
                      опереться даже на чисто казённым образом принятую новую 
                      дату, 4 ноября 1612 года, знаменующую конец Смутного времени, 
                      как проявление политической воли не сверху, а из разных 
                      слоёв общества, почти что снизу. Не надо отдавать эту традиционалистскую 
                      нишу только архаизирующему, в рясе пребывающему сословию 
                      с проповедью терпения и смирения. На терпении и смирении 
                      мы, стоящие перед нами задачи, не решим. Нам надо везде 
                      искать материал для сильной и агрессивной логики движения. 
                      Поэтому, главное, – ничего не отдавать, в первую очередь, 
                      не надо отдавать прошлое. 
                      
                       Как быстро может произойти смена типа общественного 
                      сознания в России? 
                      
                      Глазычев В.Л.: Здесь есть несколько реперных 
                      точек. Первая из них уже наступила. Из жизни ушло поколение 
                      подростков военного времени, которые были благодарны в буквальном 
                      смысле за корку хлеба и в этом смысле были комфортной опорой 
                      любого режима. 
                     В районе 2007-2008 года начинается впрыск огромного числа 
                      молодых людей с дипломами в пространство, которое их не 
                      ждёт. Мест для них нет. Это – рискованная точка. Но она 
                      и обещающая точка. Либо этот процесс переломит продолжающийся «совок», который по-прежнему присутствует помимо всего прочего 
                      и в бизнесе (точнее, в огромной его части), который продолжает 
                      существовать на зависимости от власть предержащих. На его 
                      места может прийти утверждающее «мы», тем самым открыв период 
                      нового футуризма. 
                     Либо этот процесс примет форму в стиле событий 68-го года 
                      во Франции или США, после которых тоже произошло перетряхивание 
                      правящей элиты. Мне кажется, что реальное перетряхивание 
                      ложится уже на ближайшие годы. 2008-2010 гг. должны быть 
                      в этом отношении решающими. 
                     |