Итоги семинара 28-30 мая 2003 года
«Чебоксары экспериментальная проектная площадка по реформированию
ЖКХ»
В современной политической
и экономической ситуации органам муниципального управления
требуются новые механизмы партнерства, финансирования и организации
в сфере ЖКХ. Для поиска новых форм сотрудничества
и усовершенствования системы управления в сфере ЖКХ 28
30 мая 2003 г. в здании городской администрации
г. Чебоксары был проведен проектный семинар «Развитие системы
реконструкции жилых кварталов в Чебоксарах и совершенствование
управления в сфере ЖКХ города».
Руководитель семинара профессор В.Л. Глазычев.
Выбор Чебоксар, как экспериментальной проектной площадки для
проведения семинара по управлению в системе ЖКХ не случаен.
Именно здесь стало укрепляться проектное отношение к объектам
капитального ремонта и строительства, за последний год реконструирована
часть кварталов и памятников города. Однако среди участников процесса
реформирования в сфере ЖКХ по-прежнему сохраняется расчлененное
отношение к объекту, субъекты не видят друг в друге партнеров,
с кем бы они могли совместно решать, формировать и распределять
бюджет.
Цель семинара
выявить и проанализировать проблемы в системе реконструкции
и управления в сфере ЖКХ; определить субъектов, проявляющих
свои интересы в этой сфере; найти общие точки соприкосновения
и совместные пути решения проблем. В семинаре принимали участие
представители управления архитектуры г. Чебоксары, эксперты Фондов
«Институт экономики города», «Институт города», представители
Союза архитекторов ЧР и др.
День первый: Комплексная реконструкция кварталов и технология
её осуществления.
День второй: Экономика проектирования и оргпроектирование в
системе ЖКХ.
День третий: Управление функционированием и управление
развитием в городском хозяйстве.
День первый
Группа «Роль кварталов в структуре городского ландшафта»
анализировала вопросы:
-
что такое квартал?
-
что является единицей проектирования?
-
как надо проектировать жилую среду?
-
когда и почему возникает необходимость организации
жилых и живых кварталов в структуре города?
Группа определила квартал как замкнутое пространство, самодостаточный
социум, причём в каждой конкретной ситуации границы каждого
квартала определяются с помощью детального анализа конкретного
места.
Группа «Социальные технологии «мягкой» реконструкции»
Участники группы, сделали выводы:
-
Что на данный момент недостаточно разработана нормативно-правовая
база (нет положения о реконструкции жилых кварталов);
-
Территория нуждается в систематической работе с инвесторами,
определении, кто такой инвестор и в чем его интерес;
-
Необходима работа с жильцами (определение их потребностей
и возможностей);
-
Существует дефицит информации, отсутствуют социальные исследования
на предпроектном этапе;
-
Возникает необходимость в осуществлении комплексного социального
исследования, которое даёт возможность определить роль, место
и процентное соотношение разных видов инвестиций: коммерческих,
частных и муниципальных; рассчитывает, за счёт чего происходит
компенсация интереса инвесторов и в чем состоит эффект от
вложений.
Группа «Изыскание источников финансирования пошла
по принципу выделения проблем в системе финансирования:
-
Индивидуальное строительство хозяйственным способом (неконтролируемые
финансовые потоки);
-
Ветхое жильё, ветхие сети;
-
Отсутствие координационного центра инвестиционных проектов;
-
Миграция сельского населения в город;
-
Неплатежи за коммунальные услуги.
Решения:
-
Утверждение планов застройки. Разработка средового кадастра
как инструмента экономической оценки территории;
-
Предложение централизованных услуг;
-
Исследование рынка жилья. Выработка предложений для инвесторов.
Создание координационного центра (нормативы, публичность);
-
Вложение муниципальных средств в инженерные сети;
-
Перераспределение налоговых поступлений;
-
Вложение муниципальных средств в дешевое и доходное жильё (развитие системы аренды муниципального жилья);
-
Переселение неплательщиков;
-
Переработка твердых бытовых приборов;
-
Развитие коммерческих структур (введение новых схем финансирования:
гарантия, залог, страхование, автострахование и пр.).
По итогам первого дня семинара
участники совместно пришли к следующим выводам:
-
Возникает необходимость более детального (укрупнённого)
рассмотрения территорий и вычленение тех единиц пространства,
которые лишь целиком поддаются комплексной конструкции. Экономику
таких структур надо рассматривать как экономику целого, учитывая
финансовые, организационные, эксплуатационные и другие факторы.
-
Городу необходим ряд нормативных документов, которые будут
выполнять одновременно правозащитную и целевую функцию развития
для города.
-
Проект уже не может строиться в той логике, в которой
мы его привыкли рассматривать. Проект есть нечто другое,
проект это образ целостной ситуации в трёх разрезах:
состояние сегодня (А), образ будущего (Б) и те шаги,
действия, которые необходимо предпринять, чтобы
пройти путь от А до Б.
-
Существующая административная структура на сегодняшний день
не выдерживает потока новых задач, для их эффективного
решения ей требуется промежуточная конструкция, ответственная
как за создание и реализацию проектов, так и за реконструкцию,
координацию и управление в сфере ЖКХ.
День второй
В установочном докладе, эксперт фонда «Институт экономики города»
Э.К. Трутнев сделал акценты на правовых и экономических
проблемах в реконструкции жилых кварталов:
-
Двойственность законодательства (обеспечение правовой гарантии)
-
Высокие риски при реализации проектов, необходимость страхования
и гарантийных схем
-
Аккумулирование средств муниципалитетов (выход на сложные
программы, состоящие из различных проектов, в совокупности
дающих коммулятивный экономический эффект: неприбыльные
проекты становятся более привлекательными, выбор потенциально
прибыльных территорий, реализация коммерческих и социально
необходимых проектов).
Рабочие группы дня
-
Организация проектирования и реализация проектов в ЖКХ
-
Экономические алгоритмы реконструкции кварталов
-
Оргпроектная связь реконструкции и эксплуатации кварталов
К концу второго дня работы участники семинара обозначили следующие
вопросы к сфере ЖКХ:
-
Насколько созрела необходимость привлечения коммерческого
сектора в жилищно-комунальное хозяйство?
-
Чем определяется специфика того или иного объекта проектирования,
необходим ли анализ территорий?
-
Какова субъектность работы с площадкой, кто ответственный
за поле деятельности?
-
Каким образом распределяется функционал между различными
участниками, задействованными в процессе управления в сфере
ЖКХ (Управление архитектуры, ГУКС, жители, инвесторы, собственники
сетей, ЖКХ и др.)?
-
Кто отвечает за поиск инвесторов?
-
Как публично предъявлять проблемы в сфере ЖКХ?
День третий
Третий день, обозначенный руководителем
семинара как «Управление функционированием и управление развитием
в городском хозяйстве», был построен в форме ответов и вопросов.
В.Л. Глазычев отметил, что зачастую «мы говорим
о функционировании, но сегодня перед нами стоит вопрос развития,
то есть качественного изменения. Очень часто под словом развитие
понимают количественный рост».
Именно поэтому в первую очередь необходимо ответить на вопросы:
-
Что есть процесс развития?
-
Что нужно, чтобы обеспечить процесс развития?
-
Каким образом организационно обеспечить программу развития?
-
О какой ответственной преемственности можно вести речь?
-
В чем проявляется развитие и функционирование?
-
Кто задает нормы по факту и юридически?
-
Каким образом, через какую организационную форму можно создать
пул недорогого жилья?
-
Какая служба способна выдержать функцию удержания целостного
образа города, непрерывного мониторинга территории и
планирования дальнейшей деятельности?
-
Какие оптимальные формы управления характерны для каждой
территории?
-
Каким образом передается знание об обеспечении деятельности
системы и как осуществить эту передачу?
-
Нужна ли административная структура, ответственная за безопасность
жизнедеятельности?
На основании предварительного анализа ситуации участники семинара
определили, что городу для эффективного функционирования и развития
сферы ЖКХ необходимы:
-
координационный совет, выполняющий аналитическую функцию,
определяющий приоритеты реконструкции и строительства;
-
совет ТСЖ;
-
инвестиционный совет, занимающийся поиском инвесторов
и определением городской инвестиционной политики.
Но это ещё только начало, и как сказал В.Л. Глазычев, «сегодня
мы ещё только ученики нулевого класса одной из самых сложных школ
под названием "Город"»
Перед нами стоит самый актуальный вопрос вопрос инвестиционной
привлекательности города.
По итогам семинара было предложено ходатайствовать перед руководством
ПФО о придании городу Чебоксары статуса окружной экспериментальной
площадки по вопросам реконструкции в системе ЖКХ.
В качестве следующего объекта для работы с системой муниципального
управления выбран Вурнарский
район.
|