Развитие системы реконструкции жилых кварталов в Чебоксарах
и совершенствование управления в сфере ЖКХ города

Итоги семинара 28-30 мая 2003 года
«Чебоксары — экспериментальная проектная площадка по реформированию ЖКХ»

В современной политической и экономической ситуации органам муниципального  управления требуются новые механизмы партнерства, финансирования и организации в сфере ЖКХ.   Для поиска новых форм сотрудничества и усовершенствования системы управления в сфере ЖКХ  28 — 30 мая 2003 г.  в здании  городской администрации г. Чебоксары был проведен проектный семинар «Развитие системы реконструкции жилых кварталов в Чебоксарах и совершенствование управления в сфере ЖКХ города».

Руководитель семинара — профессор В.Л. Глазычев.

Выбор Чебоксар, как экспериментальной проектной площадки для  проведения семинара по управлению в системе  ЖКХ не случаен. Именно здесь стало укрепляться проектное отношение  к объектам капитального ремонта и строительства, за последний год реконструирована часть кварталов и памятников города. Однако среди участников процесса реформирования в сфере ЖКХ по-прежнему сохраняется расчлененное отношение к объекту, субъекты не видят друг в друге партнеров, с кем бы они могли совместно решать, формировать и распределять бюджет.

Цель семинара — выявить  и проанализировать проблемы в системе реконструкции и  управления в сфере ЖКХ; определить субъектов, проявляющих свои интересы в этой сфере;  найти общие точки соприкосновения и совместные пути решения проблем. В семинаре принимали участие представители управления архитектуры г. Чебоксары, эксперты Фондов «Институт экономики города», «Институт города», представители Союза архитекторов ЧР и др.

Программа семинара

День первый:  Комплексная реконструкция кварталов и технология её осуществления.

День второй: Экономика проектирования и оргпроектирование в системе ЖКХ.

День третий: Управление функционированием и управление развитием в городском хозяйстве.

День первый

Группа «Роль кварталов в структуре городского ландшафта» анализировала вопросы:

  • что такое квартал?

  • что является единицей проектирования?

  • как надо проектировать жилую среду?

  • когда  и почему возникает необходимость организации жилых  и живых кварталов в структуре города?

Группа определила квартал как  замкнутое пространство, самодостаточный социум, причём в каждой конкретной ситуации  границы  каждого квартала определяются с помощью детального анализа конкретного места.

Группа «Социальные технологии «мягкой» реконструкции»

Участники группы, сделали выводы:

  • Что на данный момент недостаточно разработана нормативно-правовая база (нет положения  о реконструкции жилых кварталов);

  • Территория нуждается в систематической работе с инвесторами, определении, кто такой инвестор и в чем его интерес;

  • Необходима работа с жильцами (определение их потребностей и возможностей);

  • Существует дефицит информации, отсутствуют социальные исследования  на предпроектном этапе;

  • Возникает необходимость в осуществлении комплексного социального исследования, которое даёт возможность определить роль, место и процентное соотношение  разных видов инвестиций: коммерческих, частных и муниципальных; рассчитывает, за счёт чего происходит компенсация интереса инвесторов и в чем состоит эффект от вложений.

Группа «Изыскание источников  финансирования пошла по принципу выделения проблем в системе финансирования:

  • Индивидуальное строительство хозяйственным способом (неконтролируемые финансовые потоки);

  • Ветхое жильё, ветхие сети;

  • Отсутствие координационного центра инвестиционных проектов;

  • Миграция сельского населения в город;

  • Неплатежи за коммунальные услуги.

Решения:

  • Утверждение планов застройки. Разработка средового кадастра как инструмента экономической оценки территории;

  • Предложение централизованных услуг;

  • Исследование рынка жилья. Выработка предложений для инвесторов. Создание координационного центра (нормативы, публичность);

  • Вложение муниципальных средств в инженерные сети;

  • Перераспределение налоговых поступлений;

  • Вложение муниципальных средств в дешевое и доходное жильё (развитие системы аренды муниципального жилья);

  • Переселение неплательщиков;

  • Переработка твердых бытовых приборов;

  • Развитие коммерческих структур (введение новых схем финансирования: гарантия, залог, страхование, автострахование и пр.).

По итогам первого дня семинара участники совместно пришли к  следующим выводам:

  • Возникает необходимость  более детального (укрупнённого)  рассмотрения территорий и вычленение тех единиц пространства, которые лишь целиком поддаются комплексной конструкции. Экономику таких структур надо рассматривать как экономику целого, учитывая финансовые, организационные, эксплуатационные и другие факторы.

  • Городу необходим ряд нормативных документов, которые будут выполнять одновременно правозащитную и целевую функцию развития для города.

  • Проект уже не может строиться в той логике,  в которой  мы его привыкли рассматривать. Проект есть нечто другое,  проект — это образ целостной ситуации в трёх разрезах:  состояние сегодня (А),  образ будущего (Б) и те шаги, действия, которые   необходимо предпринять, чтобы пройти путь  от А до Б.

  • Существующая административная структура на сегодняшний день не выдерживает потока новых задач,  для их эффективного решения ей требуется  промежуточная конструкция, ответственная как  за создание и реализацию проектов, так и за реконструкцию, координацию и управление в сфере ЖКХ.

День второй

В установочном докладе, эксперт фонда «Институт экономики города» Э.К. Трутнев сделал акценты на правовых и  экономических проблемах в реконструкции жилых  кварталов:

  1. Двойственность законодательства (обеспечение правовой гарантии)

  2. Высокие риски при реализации проектов, необходимость страхования и гарантийных схем

  3. Аккумулирование средств муниципалитетов (выход на сложные программы, состоящие  из различных проектов, в совокупности дающих коммулятивный  экономический эффект: неприбыльные проекты становятся более привлекательными, выбор потенциально  прибыльных территорий, реализация коммерческих и  социально необходимых проектов).

Рабочие группы дня
  1. Организация проектирования и реализация проектов в ЖКХ

  2. Экономические алгоритмы реконструкции кварталов

  3. Оргпроектная связь реконструкции и эксплуатации кварталов

К концу второго дня работы участники семинара обозначили следующие вопросы к сфере ЖКХ:

  • Насколько созрела необходимость привлечения коммерческого сектора в жилищно-комунальное хозяйство?

  • Чем определяется специфика того или иного объекта проектирования, необходим ли анализ территорий?

  • Какова субъектность работы с площадкой, кто ответственный за поле деятельности?

  • Каким образом распределяется функционал между различными участниками, задействованными в процессе управления в сфере ЖКХ (Управление архитектуры, ГУКС, жители, инвесторы, собственники сетей, ЖКХ и др.)?

  • Кто отвечает за поиск инвесторов?

  • Как публично предъявлять проблемы в сфере ЖКХ?

День третий

Третий день, обозначенный руководителем семинара как «Управление функционированием и управление развитием в городском хозяйстве», был построен в форме ответов и вопросов. В.Л. Глазычев отметил, что зачастую «мы говорим о функционировании, но сегодня перед нами стоит вопрос развития, то есть качественного изменения. Очень часто под словом развитие понимают количественный рост».

Именно поэтому в первую очередь необходимо ответить на вопросы:

  • Что есть процесс развития?

  • Что нужно, чтобы обеспечить процесс развития?

  • Каким образом организационно обеспечить программу развития?

  • О какой ответственной преемственности можно вести речь?

  • В чем проявляется развитие и функционирование?

  • Кто задает нормы по факту и юридически?

  • Каким образом, через какую организационную форму можно создать пул недорогого жилья?

  • Какая служба способна выдержать функцию удержания целостного образа города, непрерывного мониторинга территории  и планирования  дальнейшей деятельности?

  • Какие оптимальные формы управления характерны для каждой территории?

  • Каким образом передается знание об обеспечении деятельности системы и  как осуществить эту передачу?

  • Нужна ли административная структура, ответственная за безопасность жизнедеятельности?

На основании предварительного анализа ситуации участники семинара определили, что городу для эффективного функционирования и развития сферы ЖКХ необходимы:

  • координационный совет, выполняющий аналитическую функцию, определяющий приоритеты реконструкции и строительства;

  • совет ТСЖ;

  • инвестиционный совет, занимающийся поиском инвесторов и определением городской инвестиционной политики.

Но это ещё только начало,  и как сказал В.Л. Глазычев, «сегодня мы ещё только ученики нулевого класса одной из самых сложных школ под названием "Город"»

Перед нами стоит самый актуальный вопрос — вопрос инвестиционной привлекательности города.

По итогам семинара было предложено ходатайствовать перед руководством ПФО о придании городу Чебоксары статуса окружной экспериментальной площадки по вопросам реконструкции  в системе ЖКХ.

В качестве следующего объекта для работы с системой муниципального управления выбран Вурнарский район.


 

...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее