В последнее время возник оживленный обмен мнениями о состоянии и перспективах
развития наших народных промыслов. Известный застой, который уже
давно наблюдается в них, имеет целый ряд причин. Для четкого определения
характера изменений, которых дожидаются наши народные промыслы,
совершенно необходим тщательный анализ состояния кустарного производства
в странах народной демократии, где условия если и не одинаковы,
то аналогичны нашим. Большой интерес представляет опыт Польши,
Чехословакии, Болгарии, Югославии. Размеры статьи позволяют остановиться
только на одном примере.
Общая
ситуация кустарного производства в Польше ещё далека от идеала,
однако сделан уже существенный шаг в его перестройке...
... — Где вы купили этот замечательный свитер ручной вязки?
— В «Цепелии»[*],
и вы знаете, совсем не дорого.
— Можно посмотреть? На вас очень оригинальные бусы. Наверное,
привезли из-за границы?
— Нет, купила в «Цепелии»...
— Я на днях еду в Москву, надо что-то привезти в подарок знакомым,
но что?
— Зайди в «Цепелию», там появились прелестные куклы в костюмах
всех воеводств.
... — Надо что-то подарить Яну на новоселье, что бы выбрать?
— Загляни в «Цепелию», я вчера видел там очаровательные соломенные
циновки...
Этот диалог, напоминающий рекламный кинофильм или радиопередачу,
можно продолжать до бесконечности. «Цепелия» прочно вошла в
быт Польши.
«Цепелия» — звучит как экзотическое женское имя, а расшифровывается
это слово так: Центральное объединение народного и художественного
производства1. «Цепелия» возникла не так давно, работу
нужно было начинать от нуля. За дело взялись энтузиасты: художники,
организаторы, экономисты.
Было десятка два людей; большое желание действовать; тысячи
рассеянных по стране ремесленников, делавших что придётся и
как придётся; тысячи и тысячи надомниц, обшивавших простыни
и наволочки, шивших плохие рубашки и халаты за гроши.
Не было опыта; помещения; средств; доверия со стороны серьёзных
организаций к «несерьёзному» делу.
Были
бесконечные хлопоты из-за всяких мелочей; ожидаемые и неожиданные
неудачи и успехи. Все это уже история.
Сейчас «Цепелия» — солидная, высокопродуктивная организация,
не только не требующая дотаций, но и приносящая существенный
для государственного бюджета доход. «Цепелия» снабжает сырьем
кустарей-надомников и художественные артели, скупает у них всю
продукцию, производит продажу изделий широкого ассортимента
в более чем ста фирменных магазинах Польши и в нескольких филиалах
за рубежом. Все это конечно, не возникло легко и сразу.
Прежде чем приступить к решению большого круга практических
задач, организаторы «Цепелии» должны были четко определить некоторые
проблемы общего характера.
Решение всех частных проблем в конечном итоге зависело от правильного
решения одного кардинального вопроса: каковы взаимоотношения
между высокомеханизированным трудом и кустарным производством?
Или точнее: какова сфера оправданного применения ручного труда
в наш машинный век? Без решения этою вопроса «Цепелия» не имела
бы сколько-нибудь последовательной программы действий.
Как показала практика, «Цепелии» удалось правильно решить эту
проблему с учетом всех местных особенностей. Организаторы «Цепелии»
исходили из единственно правильной установки: в наше время ручной
труд — бесспорный анахронизм, если он пытается конкурировать
с трудом высокомеханизированный» Ручной труд имеет объективно
обоснованное право на существование только в той области, где
машинный труд невозможен принципиально или неоправдан экономически.
Ручной труд в определённых границах обладает несравнимой с промышленностью
гибкостью, может освоить в недельный срок новую модель, может
выпускать продукцию малыми сериями при большом количестве прототипов
и легко переходить с одного вида сырья на другой. Легкая промышленность
освоит новый предмет широкого потребления не ранее, чем
за месяц, полтора (если захочет). Переход на другой вид сырья
вызывает спазмы технологии и часто дорогостоящую смену оборудования.
Вторая
проблема, с которой столкнулась «Цепелия», — выбор наиболее
целесообразной формы организации и оплаты труда.
Легко было пойти по пути автоматического переноса характерной
для промышленности системы повременной и сдельной оплаты, собрать
ремесленников в большие коллективы с непомерно раздутым административным
аппаратом. К счастью, кажущаяся простота такого направления
действий не соблазнила. Экономический и социологический анализ
показал всю несостоятельность подобной системы в применении
к ручному, кустарному труду. Результат этой системы в конечном
итоге один — уровень эстетического качества продукции резко
падает, а все наиболее способное, наиболее энергичное уходит
из промыслов.
Повременная оплата кустарного труда, при которой определяется
(часто без достаточных оснований) норма времени на изготовление
одного изделия и оплата часа работы по какой-то (именно какой-то)
расценке, не годится ни в коей мере. В этом случае работник
не заинтересован в результатах своего труда. Особенно страдает
качество продукции.
При исчислении продукции в рублях, и только в рублях, повышенные
обязательства, направленные на перевыполнение плана, принимают
парадоксальную форму. Обязательство увеличить в таком-то квартале
выпуск продукции за такими-то и такими-то номерами (а именно
так составляются обязательства) в случае выполнения формально
приносит дополнительную прибыль, премии и пр. Но это неизбежно
означает снижение эстетического качества за счёт уплотнения
рабочего графика. Это относится и к сдельной оплате при низких
расценках. Если нужно изготовить 30-40 голов к кукле, чтобы
достаточно заработать, то ни о какой фантазии, ни о каком творчестве
речи быть не может. Результат: в «лучшем» случае — удручающий
шаблон, в худшем — поточная халтура.
Необходимые
мероприятия по перестройке наших промыслов должны исходить из
одного и только одного принципа: в системе художественного производства
оплачиваться должен сложный труд при минимальной стоимости
сырья, а не материал, прошедший минимальную обработку.
«Цепелия» строит свою систему оплаты труда исходя из того,
что цена на предмет ручного художественного труда должна быть
значительно выше цены аналогичного изделия фабричного производства.
Соответственно и оплата труда устанавливается значительно выше.
С ремесленниками заключаются долговременные (обычно годовые)
договоры на поставку определённого вида продукции в установленном
количестве по твердой цене. Такая система позволяет мастеру
планировать свое время, совершенствовать приемы работы. Он может
предложить новую модель, которая в короткий срок рассматривается
комиссией, устанавливающей новую расценку. «Цепелия» распространяет
опыт лучших мастеров, пропагандирует современные модели на основе
тщательного изучения конъюнктуры, непрерывно подстегивает системой
прогрессивных расценок фантазию каждого работника.
Перед Польшей в настоящее время встала серьёзная проблема —
вступают в трудовую жизнь послевоенные поколения. Большой скачок
естественного прироста населения — это наряду со всем прочим
необходимость в кратчайшие сроки создать несколько миллионов
рабочих мест. Для маленьких городов, в которых нет и долго не
будет серьёзной промышленности, — это вопрос первостепенного
значения. Наивно было бы считать, что «Цепелия» — панацея от
всех бед. Однако непрерывное расширение её деятельности, вызванное
растущим спросом на внутреннем рынке и за границей (в прошлом
году чистая прибыль от экспорта изделий «Цепелии» составила
уже несколько миллионов валютных злотых), играет свою существенную
роль, особенно на периферии. Крайне важным фактором является
то, что создание нового рабочего моста в ремесленном производстве
не стоит почти ничего, в то время как каждое новое место, например,
в машиностроении, обходится в десятки тысяч злотых.
Трудно
переоценить роль «Цепелии» в деле активной борьбы за подлинную
эстетику быта. Борьба эта ведётся в двух направлениях: первое
— широкое наступление на «дикий рынок», второе — борьба с шаблоном
в быту.
«Дикий рынок» в той или иной местной форме существует повсюду,
борьба с ним приняла явно затяжной характер — кошечки-копилки,
коврики с лебедями и прочая макулатура невероятно живучи, и
заклинаниями с ними не справишься. Заметим, что наряду с ещё
недостаточным культурным уровнем потребителей основой спроса
на эту «продукцию» является реально существующая потребность
в вещах не стандартных, «не фабричных». Беда в том, что один
стандарт, плохой или хороший, заменяется другим стандартом,
решительно никуда не годным. За последнее время проявились некоторые
тревожные тенденции в промышленности, ориентированной на массового
потребителя. Производство декоративных предметов для интерьера
огромными сериями уже представляет известную опасность. Иначе
и не может быть, если за производство керамики или декоративной
пластмассы берется промышленность. Образцы, хорошие как прототипы,
терпимые в малых сериях, набивают оскомину бесконечным повторением.
В результате уже сейчас, зная материальные возможности и культурные
запросы той или иной семьи, можно с большой точностью определять,
что находится в квартире: от мебели до последней безделушки.
В плане борьбы с этой унификацией быта деятельность «Цепелии»
и подобных ей объединений играет первостепенную роль. Широчайший
ассортимент товаров, гибкость производства, малые серии (правилами
установлена верхняя граница тиража продукции — 20 тыс. штук)
— всё это при значительном расширении производства может снять
с промышленности несвойственные ей функции, обеспечить удовлетворение
растущего спроса на нестандартные вещи.
А
как решается сложная проблема традиции и новаторства, народности
и современности? Бесспорно современны декоративные ткани или
куклы «Цепелии» — просты, изящны, выполнены скупыми средствами.
Традиционны ли они? Да, но не в смысле стабильности художественного
шаблона, освященного давностью: в большой степени традиционен
колорит, прослеживаются черты старинных орнаментов. В некоторых
изделиях «Цепелии» заметна разработка явно национальных мотивов;
во всех изделиях чувствуется то, что туманно именуется духом
народа, нечто реально существующее, но не нашедшее ещё логически
безупречного определения.
Думается, что «Цепелия» идёт по верному пути: нельзя отождествлять
традицию и шаблон — традиция несет в себе объективную необходимость
дальнейшего развития, а шаблон мертв.
Большой интерес представляет опыт «Цепелии» в смелом применении
всякого рода дешевых материалов — бумаги, соломы, шишек, которые
в руках мастеров приобретают новую эстетическую ценность.
Всё это приносит «Цепелии» значительную прибыль и высокую скорость
товарно-денежного оборота. Ещё раз хочется подчеркнуть, что
наиболее характерная черта «Цепелии»— мобильность: аппарат её
способен в кратчайший срок реагировать на изменения спроса.
«Цепелия» не только следует за модой, она делает моду, а через
моду формирует вкус.
Особенно ценна эта воспитательная деятельность для провинции,
представляющей огромный, почти нетронутый рынок сбыта, до недавнего
времени монополизированный базарным «искусством».
«Цепелия»
уже не одинока. К кустарному производству все больше обращаются
и другие организации Польши. Очень интересен опыт Центрального
Дома товаров (ЦДТ). По объёму товарооборота этот магазин почти
равен московскому ГУМу, однако, в отличие от него, обладает
несравненно большей хозяйственной самостоятельностью. С 1955
года ЦДТ непрерывно расширяет контакты с ремесленниками и ремесленными
коллективами на основе полугодовых и годовых договоров о поставке
продукции. Цены устанавливаются квалификационной комиссией магазина.
Утверждена верхняя граница поставок — 10 тыс. злотых в месяц.
В восьмисотмиллионном ежегодном обороте магазина 30-40 миллионов
злотых от продажи кустарных изделий составляют мало ощутимую
часть. Но зато ассортимент товаров, постоянно имеющихся в продаже,
увеличен на 8— 10 тысяч наименовании. Это составляет почти половину
ассортимента магазина и позволяет удовлетворять самые разнообразные
запросы покупателей. Побочным результатом этих мероприятий магазина
явилось то, что значительное количество частных магазинчиков
не выдержало конкуренции и самоликвидировалось.
Мы знаем, что кустарное художественное производство обладает
огромными потенциальными возможностями. Опыт наших друзей из
социалистических стран лишний раз говорит о необходимости серьёзной
реорганизации наших художественных промыслов с учетом специфики
различных союзных республик.