1970 — ленинский — год несомненно явится ещё одной значительной
вехой в развитии и становлении советской художественной культуры,
демонстрацией творческих успехов во всех областях и жанрах социалистического
искусства.
Уже в самой подготовке к столетию со дня рождения В. И. Ленина
ощущается взлёт созидательной энергии. В Ульяновске создаётся
мемориальный комплекс, посвященный жизни и деятельности вождя
революции; преображается село Шушенское; в городах и посёлках
нашей страны сооружаются новые памятники В.И. Ленину.
Важнейшим показателем духовной и эстетической жизни страны может
служить серия художественных выставок, посвященных юбилею. Роль
и значение их трудно переоценить. Живопись, скульптура и
графика, монументальное искусство и плакат, декоративно-прикладное
и народное творчество в своих лучших произведениях раскроют не
только важнейшие страницы революционной деятельности Владимира
Ильича, но языком искусства расскажут о том, как воплощаются в
жизнь ленинские идеи.
Советское декоративно-прикладное искусство — активный участник
художественных выставок. Но если для станковых форм искусства
выставка есть конечный итог творческих усилий художников, то для
художника монументального и декоративно-прикладного жанра — это
скорее начало пути. В самом деле, как бы ни была хороша мозаика
или витраж в залах выставки, подлинное их место в архитектурном
комплексе или в той материальной среде, в которой живут, трудятся
и отдыхают миллионы людей. Как ни хороши выставочные экземпляры
тканей, ковров, керамики и стекла, но если их недостаточно в быту,
задача остается выполненной лишь наполовину. Декоративное искусство
нашей страны, так же как и другие виды творчества, пришло к юбилейному
году со значительными успехами, активизация внутренней духовной
жизни всего народа не могла не сказаться и на художественной деятельности.
Истоком для нашего творчества стал ленинский план монументальной
пропаганды, определивший принципиальное направление в развитии
монументального искусства и всего многонационального изобразительного
искусства страны.
Сегодняшний день настоятельно выдвигает перед нами проблему синтеза
искусств. Мы призваны практически воплощать в жизнь образ современного
социалистического города, интерьеры общественных и гражданских
зданий, ансамбли площадей и парков. Здесь дан большой простор
творческой фантазии художников-монументалистов, которые совместно
с архитекторами ещё более углубленно и целенаправленно должны
решать эту поистине грандиозную задачу.
В тезисах ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина»
говорится: «Партия всегда рассматривала духовное
творчество в социалистическом обществе как неотъемлемую часть
общепартийного, общепролетарского дела. Ленинские принципы партийности
и народности литературы и искусства явились основой сплочения
лучших сил художественной интеллигенции на идейно-политической
платформе Советской власти».
Прошедший в конце 1969 года пленум творческих союзов показал
деловые итоги и большие перспективы в труде всей советской интеллигенции,
её стремление быть максимально полезной в строительстве коммунизма
и многонациональной художественной культуры СССР. Отличительной
чертой в этом процессе была, есть и будет непримиримость в идеологической
борьбе с реакционной буржуазной культурой. Для декоративного искусства
эта непримиримость заключается в поисках художественного образа
такой проникающей силы, который смог бы войти в жизнь миллионов
советских людей как органическая часть личности человека новой
формации. В ленинском юбилейном году наряду с художниками
монументального искусства значительную общественную роль играют
художники, оформляющие сам праздник, художники-публицисты.
Начиная с величественного павильона СССР на Всемирной выставке
в Осака и кончая оформлением территории фабрики или завода,
художники-оформители, чьи работы ещё редко экспонируются на художественных
выставках, отдают всю свою энергию и дарование для того, чтобы
страна наша встретила юбилей не в будничном облике, а празднично
и торжественно.
Промышленность, сельское хозяйство, наши города и села будут
подводить итоги своего труда по воплощению в жизнь ленинского
учения, и эти итоги должны предстать перед лицом праздника в эстетической
форме. Союз художников СССР со всеми его организациями является
центром творческой жизни всех советских художников — от прославленных
до скромных исполнителей в предприятиях Художественного фонда.
И не только члены творческого союза несут ответственность за высокое
идейно-художественное качество произведений, создаваемых для юбилейного
ленинского года, но и все молодые художники, даже ещё не состоящие
в Союзе, и все представители народного искусства и народных
художественных промыслов, мастера фабрик и заводов художественной
промышленности, художники технической эстетики и многие, многие
другие. И здесь нет главного и второстепенного, нет более и менее
важного — все важно, все первостепенно.
Огромную роль в осмыслении творческого подъёма всех художников
и в анализе их достижений могут и должны сыграть наши
критики и искусствоведы. Их долг — научно обобщить весь огромный
материал, с которым мы приходим к этому поистине всенародному
празднику. Особенно важен такой анализ и такие выводы для монументального
искусства как наиболее, общественно значимого. Но не только проблемы
советской стенописи и её связи с архитектурой нуждаются в анализе
искусствоведов и теоретиков. Всё наше прикладное искусство будет
им благодарно за точный критически благожелательный разбор
их произведений.
Наши издательства, в том числе «Советский художник», уже активно
работающие в этом направлении, очевидно, включат в свои планы
обстоятельные труды историков, теоретиков и философов, чтобы запечатлеть
этот важный для искусства год на страницах сборников, монографий,
отдельных очерков и литературных зарисовок. Пусть наиболее талантливые
авторы — не только уже признанные ветераны искусства, но и начинающие
молодые — услышат доброе слово о своем творчестве, одушевленном
именем вождя революции.
Ответственна и роль журнала «Декоративное искусство СССР». В
1970 году намечена широкая программа публикации материалов, связанных
со всеми жанрами декоративного искусства. И не только в его
парадной, праздничной роли, но и в скромном деловом развитии культуры
вещи, повышении её эстетической и утилитарной сущности. На страницах
журнала, как и прежде, будут печататься статьи по теории и истории
монументально-декоративного и прикладного искусства, хроника художественной
жизни нашего многонационального государства и стран социалистического
содружества, информация о прогрессивном зарубежном искусстве,
критические статьи о различных упадочных, реакционных направлениях
в искусстве современного капиталистического мира. Ленинские идеи,
ленинский год призывают деятелей искусства отдать все силы, знания,
энергию борьбе за утверждение коммунистических идеалов.
|