Перейти на главную страницуНовости и событияО сайте
С вопросами, предложениями и замечаниями по содержанию текстов и материалов, а также оформлению и работе сайта, Вы всегда можете обратиться по адресу: koyus@glazychev.ru
БиографияПроекты и программы, в которых участвовал или принимает участие Вячеслав ЛеонидовичОформительские, архитектурные и другие работыРаботы по городской среде и жилищуСтатьи, публикации, рецензии, доклады, интервьюКурсы, лекции и мастер-классные занятия, которые проводил или ведет Вячеслав Леонидович Книги, написанные Вячеславом Леонидовичем Глазычевым


Декоративное искусство в 1970 году

1970 — ленинский — год несомненно явится ещё одной значительной вехой в развитии и становлении советской художественной культуры, демонстрацией творческих успехов во всех областях и жанрах социалистического искусства.

Уже в самой подготовке к столетию со дня рождения В. И. Ленина ощущается взлёт созидательной энергии. В Ульяновске создаётся мемориальный комплекс, посвященный жизни и деятельности вождя революции; преображается село Шушенское; в городах и посёлках нашей страны сооружаются новые памятники В.И. Ленину.

Важнейшим показателем духовной и эстетической жизни страны может служить серия художественных выставок, посвященных юбилею. Роль и значение их трудно переоценить. Живопись, скульптура и графика, монументальное искусство и плакат, декоративно-прикладное и народное творчество в своих лучших произведениях раскроют не только важнейшие страницы революционной деятельности Владимира Ильича, но языком искусства расскажут о том, как воплощаются в жизнь ленинские идеи.

Советское декоративно-прикладное искусство — активный участник художественных выставок. Но если для станковых форм искусства выставка есть конечный итог творческих усилий художников, то для художника монументального и декоративно-прикладного жанра — это скорее начало пути. В самом деле, как бы ни была хороша мозаика или витраж в залах выставки, подлинное их место в архитектурном комплексе или в той материальной среде, в которой живут, трудятся и отдыхают миллионы людей. Как ни хороши выставочные экземпляры тканей, ковров, керамики и стекла, но если их недостаточно в быту, задача остается выполненной лишь наполовину. Декоративное искусство нашей страны, так же как и другие виды творчества, пришло к юбилейному году со значительными успехами, активизация внутренней духовной жизни всего народа не могла не сказаться и на художественной деятельности. Истоком для нашего творчества стал ленинский план монументальной пропаганды, определивший принципиальное направление в развитии монументального искусства и всего многонационального изобразительного искусства страны.

Сегодняшний день настоятельно выдвигает перед нами проблему синтеза искусств. Мы призваны практически воплощать в жизнь образ современного социалистического города, интерьеры общественных и гражданских зданий, ансамбли площадей и парков. Здесь дан большой простор творческой фантазии художников-монументалистов, которые совместно с архитекторами ещё более углубленно и целенаправленно должны решать эту поистине грандиозную задачу.

В тезисах ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина» говорится: «Партия всегда рассматривала духовное творчество в социалистическом обществе как неотъемлемую часть общепартийного, общепролетарского дела. Ленинские принципы партийности и народности литературы и искусства явились основой сплочения лучших сил художественной интеллигенции на идейно-политической платформе Советской власти».

Прошедший в конце 1969 года пленум творческих союзов показал деловые итоги и большие перспективы в труде всей советской интеллигенции, её стремление быть максимально полезной в строительстве коммунизма и многонациональной художественной культуры СССР. Отличительной чертой в этом процессе была, есть и будет непримиримость в идеологической борьбе с реакционной буржуазной культурой. Для декоративного искусства эта непримиримость заключается в поисках художественного образа такой проникающей силы, который смог бы войти в жизнь миллионов советских людей как органическая часть личности человека новой формации. В ленинском юбилейном году наряду с художниками монументального искусства значительную общественную роль играют художники, оформляющие сам праздник, художники-публицисты.

Начиная с величественного павильона СССР на Всемирной выставке в Осака и кончая оформлением территории фабрики или завода, художники-оформители, чьи работы ещё редко экспонируются на художественных выставках, отдают всю свою энергию и дарование для того, чтобы страна наша встретила юбилей не в будничном облике, а празднично и торжественно.

Промышленность, сельское хозяйство, наши города и села будут подводить итоги своего труда по воплощению в жизнь ленинского учения, и эти итоги должны предстать перед лицом праздника в эстетической форме. Союз художников СССР со всеми его организациями является центром творческой жизни всех советских художников — от прославленных до скромных исполнителей в предприятиях Художественного фонда. И не только члены творческого союза несут ответственность за высокое идейно-художественное качество произведений, создаваемых для юбилейного ленинского года, но и все молодые художники, даже ещё не состоящие в Союзе, и все представители народного искусства и народных художественных промыслов, мастера фабрик и заводов художественной промышленности, художники технической эстетики и многие, многие другие. И здесь нет главного и второстепенного, нет более и менее важного — все важно, все первостепенно.

Огромную роль в осмыслении творческого подъёма всех художников и в анализе их достижений могут и должны сыграть наши критики и искусствоведы. Их долг — научно обобщить весь огромный материал, с которым мы приходим к этому поистине всенародному празднику. Особенно важен такой анализ и такие выводы для монументального искусства как наиболее, общественно значимого. Но не только проблемы советской стенописи и её связи с архитектурой нуждаются в анализе искусствоведов и теоретиков. Всё наше прикладное искусство будет им благодарно за точный критически благожелательный разбор их произведений.

Наши издательства, в том числе «Советский художник», уже активно работающие в этом направлении, очевидно, включат в свои планы обстоятельные труды историков, теоретиков и философов, чтобы запечатлеть этот важный для искусства год на страницах сборников, монографий, отдельных очерков и литературных зарисовок. Пусть наиболее талантливые авторы — не только уже признанные ветераны искусства, но и начинающие молодые — услышат доброе слово о своем творчестве, одушевленном именем вождя революции.

Ответственна и роль журнала «Декоративное искусство СССР». В 1970 году намечена широкая программа публикации материалов, связанных со всеми жанрами декоративного искусства. И не только в его парадной, праздничной роли, но и в скромном деловом развитии культуры вещи, повышении её эстетической и утилитарной сущности. На страницах журнала, как и прежде, будут печататься статьи по теории и истории монументально-декоративного и прикладного искусства, хроника художественной жизни нашего многонационального государства и стран социалистического содружества, информация о прогрессивном зарубежном искусстве, критические статьи о различных упадочных, реакционных направлениях в искусстве современного капиталистического мира. Ленинские идеи, ленинский год призывают деятелей искусства отдать все силы, знания, энергию борьбе за утверждение коммунистических идеалов.


Опубликовано в журнале "Декоративное искусство СССР", №1 (146), 1970.

См. также

§ 1968 год — от основания «ДИ СССР» одиннадцатый


...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... - см. подробнее



Недвижимость в Крыму и Севастополе