Лишь осознав, что это один маленький фрагмент повествования,
что подобных окон-романов многие десятки, мы начинаем понимать,
каким фейерверком искусности стало рождение витража.
Рис. Витраж Шартрского собора.
Нижеследующее не эпиграф:
Рыцари, пустившиеся в первый Крестовый поход
1096 года, завивали локоны щипцами и обожали сладкое. (Историческая
справка.)
Дьявол: Адама видел я,
Да он чурбан!
Ева: Чуть грубоват.
Дьявол: Обмякнет он,
Хоть с виду крепче ада.
Ева: Он простодушен.
Дьявол: Да просто низок он…
(Сцена грехопадения из мистерии об Адаме, сочиненной в Англии
где-то в середине XII века и весьма популярной на материке.)
Сестра, графиня! Пусть
Тебя хранит во славеТот, на чью я уповаю помощь
И для кого я жалкий узник тут.
О Даме Шартра не скажу того
О той, кто мать Луи.
(Финал песни, сочиненной Ричардом--Львиное сердце в плену, в
1193 году. Сестра-графиня это Мари-де Шампань, Дама Шартра
тоже сводная сестра Ричарда, а Луи восторженный племянник,
позже Иерусалимский король.)
Что делать мне в раю?
С теми, кому в рай, мне не по пути.
Я в ад хочу…
(Из монолога героя полупрозой-полустихом написанного романа
«Николетта и Окассен». Роман, скорее всего, сочинен одним из
спутников Ричарда в походе и в плену.)
За вcю любовь мою наградою печаль.
И это правда, здесь ни грана лжи. О Дама, сжалься!
Дай мне верить: будет
Счастливый день.
(Из романса, написанного Герцогом Тибо Великим на стене его
замка где-то около 1236 года. Дама вне всякого сомнения, Бланка
Кастильская, регентша Франции, мать Людовика IX, патронесса
Шартра. Длинные языки XII века утверждали, что мольба Тибо не
осталась без ответа.)
Научившись игре в шахматы, крестоносцы придали
сарацинскому «оруженосцу» большую свободу движения и назвали
эту фигуру «девой» или «королевой». (Историческая справка.)
Столь долгая выборка справок есть всё же кратчайший способ ощутить
атмосферу, в которой из романского кокона пробилась на свет яркая
бабочка готик. Именно эта атмосфера породила витражи Сен-Дени
и Шартра. К тому же буквально: все упомянутые персонажи были основными
заказчиками, их друзья и враги тоже.
Витраж в миг создания это необходимый элемент культа Марии
как королевы небесного «двора», культа, возникшего в окружении
нескольких великих женщин и отразившего их вкусы. Вкусы Элеоноры,
ставшей в 1137 году королевой Франции, а в 1152 Англии; вкусы
её дочери Мари-де Шампань, по заказу которой Кристиан написал
легенду о Парсифале; её внучки Бланки Кастильской, умершей в 1252
году. Это не преувеличение все историки искусства свидетельствуют,
что после 1250 года искусство витража переживает изрядный упадок.
Итак, запутанные страсти, позже вдохновлявшие Шекспира, замечательные
женщины и поэты, куртуазность, как ведущая эстетическая категория
(тогда этих слов, впрочем, не знали), рождение готики, создание
витража. И первый урок: витраж не только расцветает с быстротой
кактуса яркий цветок среди колючих извивов железа и камня, он
лучше всего в первых работах!
Если тот, кто рисовал на беленой доске «розу» и «ланцеты» западного
фронтона Шартра (ещё романского фронтона), был грек, что не исключено,
он не повторял, а творил новое. Но скорее он был всё же француз,
лишь державший перед глазами образцы: иллюминированные манускрипты,
реликварий резной слоновой кости из Константинополя, перегородчатую
эмаль, грубоватый каст запечатанных в золото драгоценных камней.
Иначе говоря, самые изысканные, самые лучшие (если верить Виолле
ле Дюку и собственному ощущению) витражи созданы дилетантами,
бывшими, вне сомнения, опытными ювелирами, не творившими, однако,
ничего похожего когда-либо раньше. Или ещё иначе: для создания
первоклассного витража вовсе не потребовалось заранее знать, как
это делается, это просто сделали.
Витражи в момент рождения монументальный жанр ювелирного искусства.
С точки зрения создателей и разработчиков нового жанра, у него
был только один критик Мария. Остальные, даже самые знатные,
были по отношению к этому критику верными вассалами, к тому же
и сопоставлять было не с чем. И вот второй урок Шартра: анонимные
создатели витража были люди неробкие, независимые духом, и работали
они за наивысший по тем временам гонорар вечное спасение под
протекторатом Девы.
Это не преувеличение. У самой центральной апсиды Шартра, рядом
с Петром и Павлом, ассистирующими Марии, вдруг возникает образ
св. Иакова (он же Сантьяго ди Компостелла заодно и тонкая лесть
Бланке Кастильской), заказанный и оплаченный цехом портных. С
теологией минимум общего это один из излюбленных тогда сюжетов
«фаблио» об обращении в истинную веру мага Гермогена, трансформирующегося
путем сложной цепи шагов в св. Евстафия. Или ещё рядом нечто на
грани святотатства (как и многое другое в готике, не зря изруганной
за это генералами Реформации) Роланд, тот самый, из романа,
с верным другом своим Тьерри, и оба в нимбах! Поместить их на
витраж можно было только с помощью деяний Карла Великого, который,
впрочем, на место в соборе тоже не имел особых прав и был канонизирован
лет через полтораста, и не без колебаний.
Как справедливо заключил Генри Адамс, любовно описавший каждый
камень Шартра, логика такова: коль скоро песнь о Роланде любима
всеми, то и Марии она должна нравиться. Вспомните «Колодец святой
Клары» у Анатоля Франса, всё же не до конца изуродовавшего очаровательный
сборник средневековых фаблио о жонглерах, ворах, прелюбодеях и
пьяницах, обращавшихся к Марии за помощью и спасаемых ею вопреки
земной и небесной логике, сугубо по-женски. Меховщики, заказавшие
это витражное окно, знали, что делали, коль скоро их выбор был
одобрен и благодарно принят.
Это тоже урок Шартра: у них у всех один вкус у королевы и герцога,
у булочников и мясников, каменщиков и витражных дел мастеров-витреариусов.
Им легко было понимать друг друга, хотя каждый занимал своё место,
делал своё дело и руководствовался своими интересами. Наверное,
это и называется художественным вкусом эпохи, нашедшим себе адекватную
форму воплощения в соответствующем материале.
Фреска при удачном освещении чуть светится, мозаика мерцает,
позолота сияет. Сверкать может только витраж, в котором мастера
Шартра опорой колористической композиции сделали стократ усиленную
голубизну неба, сложнейшую синеву (здесь и насечка, и включения
белых кружочков, не говоря уже о десятках оттенков). Сверкающие
плакаты, искрящиеся лубки они здесь тоже есть, ведь библейская
тематика, сюжеты житий святых открывали тому безграничные
возможности.
В самом деле, внутри собора беззвучно продолжается давняя
битва, свирепая битва «роз» предшественницы тяжбы
Ланкастеров и Йорков. Северная «роза» в стене собора
это Франция. Заказ и средства Бланки: Мария-королева, сидя
на троне, спокойно и гордо держит младенца, она регентша.
Под её ногами, в центральном из пяти высоких окон, мать
Марии Анна, стоящая на гербе Франции[1].
По бокам Анны министры небесного «двора»: Аарон, Давид,
Соломон, Мельхиседек. Напротив, на южном фасада,
другая «роза». В её центре, разумеется, тоже Мария, но здесь
она стоит почти нянька при юном короле. Внизу, в
окнах, евангелисты на плечах пророков сурово-мужественная
тональность Ветхого Завета. Ещё ниже герб Бретани:
шахматная доска и куницы.
Когда эти витражи крепились в рамах, между Бланкой и Тибо Шартрским,
то есть между Францией и Бретанью, шла война, и это было известно
каждому, кто приходил сюда молиться или развлечься, вернее, и
молиться, и развлечься восхищаться. И снова урок. В чём-в чём,
но в укрыто-обнажённой актуальности, в напряженной выраженности
страстей, раздиравших время, витражам Шартра не откажешь. Они
все: и икона, и картина, и плакат, и боевой девиз, написанные
драгоценными красками, цветным светом.
Гамма первых окон самая богатая, одних синих около сорока. В
XIII веке витраж профессионализируется, и мастера делают кое-какие
упрощающие поправки на дальность восприятия. И всё же любая деталь
прорабатывается так, как если бы в нее должны были упереть взгляд
вплотную ещё бы, каждый кусочек был виден всевидящему оку патронессы
собора. Разглядеть все детали можно лишь в бинокль, но тщательная
деталировка ощущается в восприятии целого с любого расстояния,
но ведь точно также обстоит дело и с живописью, и со скульптурой.
Правда, нынче в моде брутальность, но, может, она вымрет?
Всякая эпоха склонна изображать с особым вниманием то, что или
не выразимо словами в силу немоты слова перед чувством, или то,
что нельзя почему-либо назвать прямо, вроде битвы «роз» в соборе.
Если неназываемое выражено изображением ясно и сильно, вокруг
возникает неподдающийся программной систематизации ансамбль, способный
меняться и разрастаться бесконечно. Добавим мысленно к сюжетному
многоголосью витражей многоцветье занавесей, какие развешивали
в соборе по праздникам; припомним, что перекрестье ребер множества
сводов само по себе подобно витражу. Только тогда до конца становится
ясно, каким лукулловым пиршеством цвета может быть гармония. Итак,
витраж способен нести почти все: ярость и юмор, нежность, экстаз
и земную страсть. Витраж не выносит одного примитивности чувств,
лености ума и тупости рук. Свидетель Шартр.
*
А современный витраж? Его, мне кажется, ещё нет. То же, что исполняет
его обязанности, до обидного близко арлекинаде цветных стёклышек
на дачных верандах, каких уже вроде нет. Витраж может всё там,
где уместно, где пристойно. Не всё может стать витражом, он труден.
Он может стать собой, если будет работа художника, гордящегося
тем, что он ремесленник, Шартр свидетель.
|