Ежегодное издание профессионального клуба дизайнеров
"Портфелио"[1]. Москва, 1998.
Профессионализм подкрался
незаметно. Как человек, чьи сослуживцы по ВНИИ технической эстетики в начале
60-х разучивали дизайн упаковки (как они наслаждались удачным раскроем картонного
листа и осмысленной дисциплиной шрифтов!)... Как человек, на глазах которого
в середине 60-х рождался отечественный дизайн типографских изданий (Юрий Курбатов,
Максим Жуков, Михаил Аникст, Василий Вучетич и иже с ними, урча, анатомировали
западные журналы, постигая правила работы в модульной сетке)... Как человек,
оформлявший журнал "Знание сила" 70-х (Юрий Соболев в роли главного художника
мягко режиссировал эксперименты по надлому и надрыву уже постылой сетки, а мы
с Виктором Брелем делали первые, кажется, в России артефакты и инсталляции для
фотосъёмки), я гожусь в свидетели. Портфелио
- проект, закрепленный и оформленный уже вторым ежегодным каталогом порождает
впечатление надёжности. Полгода назад в доме нынешнего лосанджелесца Владимира
Паперного (для тех, кто не знает, это автор пошумевшей пару лет назад "Культуры
2", зарабатывающий теперь на жизнь рекламной графикой) я листал тома каталогов
калифорнийских дизайнеров-графиков. Различие, пожалуй, в том, что те будут потолще,
и нет-нет, да и попадется нечто всерьёзмляющее выдумкой. Общий уровень общий
и есть: для Калифорнии и для ведущих участников Портфелио. Этакий ровный и спокойный
гул маховика профессиональной работы. Кто бы мог ожидать такого за несколько лет
нормальной деятельности для нормального клиента. Да, в отличие от калифорнийских
собратьев по классу, здесь, пожалуй, нет ничего такого, чтобы замерло сердце и
выдохнулось "Ах!". Зато погрешностей против здравого смысла и добротного вкуса
столь немного, что ими можно и пренебречь. Стоит ли так бодриться оттого лишь,
что в наших палестинах вдруг возник ещё один островок добротного профессионализма?
Полагаю, стоит. Этих островков так ещё мало на фоне ревущей стихии дурно образованного
дилетантизма, захватившего телевидение и полосы большинства газет, новое российское
кино и околонаучное текстотворение, что на каждом пятнышке тверди хочется поставить
триколор. Так хочется, чтобы не было стыдно. За Портфелио не стыдно. Как
написал для крошечного многоголосого предисловия Юрий Аввакумов, художник, сочетающий
дерзость выдумки и тонкость культурного устройства личности, "трудно быть калькулятором
в стране арифмометров... Трудно дизайнеру в краю заказчиков. Он как иностранец
- его никто не понимает. А арифмометрам всегда нужны объяснения. На уровне 2х2,
на пальцах это возможно, но как быть с тригонометрическими функциями?.. Калькулятор,
работающий как арифмометр, теряет свою бесшумность". В этом много досадной правды,
но как раз работы, собранные в Портфелио-98, показывают, что число клиентов, способных
отличить и разум, и вкус, быстро возрастает. Конечно, перед смотрящим
отобранный материал, но можно верить членам жюри, когда те уверяют, что не столько
отсеивали худшее, сколько трудились над отбором лучшего. Лучшего набежало под
200 страниц, а в каталоге прошлого года было в четыре раза меньше (http://www.portfelio.ru/) что в комментариях не нуждается.
При всем почтении к выбору жюри я позволил себе построить собственную цепочку
предпочтений. Работы сгруппированы по двенадцати номинациям: - знаки
и логотипы ("Русское бистро" Валерия Акопова со товарищи по группе ad&a
- при сознательной незатейливости крепко работает в городской среде, что много
сложнее, чем просто хорошая форма);
- фирменные стили (в целом ровно,
но я бы выделил работу группы "Ё
Программа" для "Диал Электроникс");
- буклеты и брошюры (ровно;
по спокойной элегантности можно выделить каталог выставки "Ожившие мосты" Александра
Белослудцева из студии "КитАрт");
- плакаты (ровно; после
россыпи шедевров на варшавских биеннале за два десятилетия здесь пока некое провисание
и даже робость, однако заслуживает внимания скупая точность "Директ Дизайн"
в выборе шрифтового эквивалента для группы "ЛЮБЭ");
- календари (ровно);
- дизайн
периодических изданий (в целом ровно, можно выделить милую "старомодность"
Анатолия Гусева в решении обложек "Коммерсантъ-рейтинг", здесь живой рисунок,
- вновь "КитАрт");
- оформление музыкальной продукции (ровно, тем
более забавны претензии клиента на самоизъявление: "верю в тебя" госпожи Пугачевой,
стянутое из бессмертной песенки "Темная ночь", мстит при попытке начертания на
"русском англоязе" как I believe in you);
- дизайн этикеток и упаковки
(на мой взгляд, здесь явное провисание относительно общего уровня);
- дизайн
выставок (вроде бы не вполне законно в Портфелио, зато благодаря такой натяжке
в одном ряду с графикой встали классные работы Юрия Аввакумова и Елены Кирцовой
- ретроспектива Врубеля в Дюссельдорфе по колористике сценария фонов для живописи
решена на ступень выше мирового стандарта);
- открытки, самореклама,
майки (ровно, без открытий, что огорчает);
- студенческие работы
(до чего в Калифорнии никогда бы не дошло, а здесь себе позволили. И не зря
детки подрастают грамотные и зубастые);
- наконец web-дизайн, где
в целом ровно, есть весьма привлекательные решения, но огорчает просочившийся
(правда, в одной только работе) явственный для бывальца в Сети плагиат добро
бы аккуратная вариация чужой темы, а то ведь сбой вкуса, и только.
Было
бы странно, если б графическое решение самого ежегодника уступало по качеству
содержимому. Действительно, сделано превосходно, так что "Директ Дизайн"
и "Ё Программа"
лишний раз подтвердили свой высокий рейтинг среди студий и групп. Тем смешнее
меленький ляп на обложке, напоминающий притчу об "Энциклопудии": число "98" "провалилось"
вглубь, породив погрешность в отточенной композиции целого. Может, оно и
кстати, иначе было бы слишком хорошо. |