Может, оно чуть
грустно, что возмужавшие Митьки отряхнули прах авангардов от ног
своих. А в то же время фотоплакатным манером подкинув десятки
бескозырок на заборе Гоголевского бульвара в дни преславного 850-летия,
Митьки уж не могли освободиться от странного очарования, с каким
сопряжено всякое сближение с тенью Николая Васильевича.
Так или иначе, но, впутавшись в очередную московскую "панаму"
под названием Парк Искусств (что между индустриальным ящиком ЦДХ
и фигурой церетельного Командора), столь дорогие моему сердцу
Митьки хотя и не в полном составе, зато усиленные Маратом
Гельманом и Григорием Ревзиным, подошли к делу с обычной
для себя серьёзностью.
На обложке рыхловатого полукартона, отдаленно напоминающего сборники
поэзии времен военного коммунизма, начертано: Маниловский проект.
Под названием в алфавитном строю список авторов:
Константин Бытынков, Марат Гельман, Николай Гоголь, Татьяна Гурова,
Сергей Лобанов, Николай Полисский, Григорий Ревзин, Сергей Ткаченко.
И это правда.
Внутри обложки 4 страницы текста, с нежностью написанного
Ревзиным, с постскриптумом твердой руки Гуровой.
"... Итак, ведомые непроясненным, но сильным
чувством, зодчие наши перестроили центр Москвы, и сами не знают,
почему. Целью настоящей статьи является попытка ответа на этот
вопрос".
"... Связать эти три желания может психоаналитическое
объяснение. Так сказать, башня, ну и само собой подземелье, а
мост как соединение. Но психоанализ универсален, мало ли чего
можно им объяснить. А перед нами налицо конкретная эстетическая
программа".
В этой точке появляется Манилов.
"... Нет смысла говорить о том, что все
три мощнейших желания современной московской архитектуры присутствуют
в "маниловском тексте". В теории архитектуры принято
говорить о "витрувианской триаде" (польза, прочность,
красота), по аналогии с этим мы сегодня во весь голос можем сказать
о маниловской триаде: башня, мост, подземный ход".
"... Все это позволяет нам считать, что
статья "Об архитектуре нынешнего времени" является протографом
"маниловского текста"".
"... Итак, прежде всего единственной задачей
архитектуры является красота. Гоголь-Манилов нигде не говорит
о функции архитектуры... По Гоголю-Манилову, архитектуру надо
создавать, чтобы поразить воображение и заставить испытать высокие
чувства. Спрашивается, не этой ли логикой руководствуются московские
власти, строя "Охотный ряд", Сити или перекрывая крышей
Гостиный двор. Вопрос риторический, ответ утвердительный..."
Я бы и дальше цитировал, ещё охотнее перепечатал бы послание
целиком, но тогда недостанет места для собственно экшн. Экшн же
отличалась нежною грустью. Время действия 17 декабря 1998
года, 18:30-20:00, иными словами, над Москвой вечерняя
тьма уже простерла покрывало, а, вследствие редкой прозрачности
воздуха, акция обрела необходимую полноту. Дело в том, что место
действия отличалось неординарностью чрезвычайной стеклянная
башня по-над глыбой ТОКО-банка, что на Краснопресненской набережной,
дом 6. Погоды также благоприятствовали акции, ибо, по причине
оттепели, в "бельведере", взлезать в который можно исключительно
по приставному трапу и через люк в полу, было почти тепло. За
стеклами "бельведера" сияли башни: Останкинская
верстах в пятнадцати, МГУ, неожиданно обнятый кустистыми
башенками отеля "Украина", излюбленная чечулинская "шишечка"
на Белом Доме (на каковой дом оказался, при взгляде сверху,
наведен крест в круге рекламы чего-то швейцарского, подобно прицелу)...
Много чего было видно, и стало ясно, что ещё немножко инвестиционных
усилий, и Москва въявь станет воплощением мечты Н.В.Гоголя, родившейся
в его истомленном далековатостью от России сознании при лицезрении
одного из известных листов Пиранези, что, впрочем, упомянутый
сочинитель с малоросским лукавством не захотел отметить, тем самым
несколько преступив почтение к авторскому праву.
Пили чай, закусывая баранками и домашними пирожками. Беседовали
о величии Манилова, идеи которого непременно проинвестировал
бы Павел Иванович Чичиков, когда б Гоголь не впал в малодушие,
пожегши написанное. Сфотографировались вместе, держа в руках "Маниловский
проект", словно партитуру оперы, каковую Манилов с Чичиковым
непременно сочинили бы, дозволь им судьба поселиться рядом.
Вот и вся экшн.
Трудно заниматься искусством, когда Москва, распростертая под "бельведером"
ТОКО-банка, сама являет собой соборное осуществление маниловской
концепции экшн-арта. Ежели, в полном согласии с умонастроением
декаданса, самое среда/жизнь
становится chef d'oevre, осколкам самостоящего искусства остается
одно есть баранки и в славной компании наслаждаться ощущением
бытия.
|