Сорок бессмертных

Летом мы уже обсуждали Симпсона среди героев Artists & Entertainers — первой двадцатки среди 100 героев уходящего века. Несколько месяцев спустя опубликованы ещё две когорты сразу: политики и «титаны».

1. Я некоторое время следил за голосованием народов относительно первой двадцатки политических фигур. Было любопытно наблюдать, как вдруг в сентябре в игру вступила турецкая фаланга (материковые то были турки или, скорее, турецкая диаспора в Европе), и враз вторым номером после Иисуса Христа (!) некоторое время держался Кемаль Ататюрк. Затем к делу подключились ребята из ЮАР, втолкнувшие в список Манделу, и наконец — англосаксонские силы из неисчерпаемого резерва американского главного командования, так что средневзвешенное равновесие Сети было восстановлено.

Христа вымели разом с Ататюрком, Леди Ди (её поклонники изрядно пошумели в октябре), Сталиным, де Голлем (был момент, когда в дело вступил французский легион, но численный перевес был всё же за атлантистами).

Кто же в сухом остатке?

Есть группа, не вызывающая вопросов: Ленин, Мао, Гитлер, Черчилль, Ф.Д.Рузвельт, Мартин Лютер Кинг, Мандела, Горбачев.

Вторая группа объяснима скорее засильем американцев среди сетевого электората: Рейган, Элеонора Рузвельт (тут уж явно проступает рука феминисток); Бен Гурион (рука масонов!), Хо Ши Мин (могу объяснить исключительно мощным в старшем отряде сетевиков присутствием поколения, умыкавшего от службы во Вьетнаме).

Постичь сложение третьей группы, хоть убей, не могу, и это интересно.

Лех Валенса — при всей живописности вроде бы на масштаб столетия не тянет: знать, его знаменитые усы раскрутили в ТВ как следует. Явно недотягивает до масштаба века и Маргарет Тэтчер, хотя железной леди в силе имиджа не откажешь.

Иоанн Павел II — не иначе, как мы недооцениваем масштаб католико-масонского заговора, ведь кроме заядлого ретроградства «летающий папа» заслуживает скорее Книги Гиннесса за рекорд в области всемирного туризма. Однако же и с заговором сложности, ведь Мать Тереза пропала из списка ещё к началу учебного года.

Маргарет Зенгер. Казус поинтереснее. Держу пари, никто у нас и не слышал, кто такая, а выясняется, что это инициатор и неутомимый конквистадор движения за контроль над рождаемостью. Подумавши как следует, придётся признать, что её роль для XX века масштабнее, чем у Пол Пота, который потряс всемирное воображение наибольшим в истории человекоубийством пропорционально к населению страны, но в силу периферийности все же оказался забыт.

А вот последний в списке — при всём уважении к его памяти — вызвал в моей душе твердую уверенность в том, что ребята из «Тайм» мухлюют с голосовалкой. Неизвестный китайский повстанец. Это тот самый паренек, что, держа в руке авоську с покупками из соседнего гастронома, встал на пути танковой колонны, готовившейся врубиться в заполненную людьми площадь Тяньаньмынь. Мужество его отчаяния было того же рода, что самоотверженность, погубившая трёх московских ребят в августе 91-го, но его при свете солнца видели на экранах телевизоров полтора миллиарда обитателей Земли, а имя его осталось неизвестным. Это образ возвышенный и сильный, но слишком журналистский, чтобы действительно выразить Vox Populi. Станиславский сказал бы свое: «не верю!».

2. Что касается «титанов», то в моем поколении Драйзера читали, но, проглядывая вторую двадцатку, я лишний раз убедился, насколько иллюзорным является представление о якобы всемирной универсальной информационной системе.

Во всяком случае, мне известны лишь шесть имен из двадцати: Генри Форд и Билл Гейтс, в комментариях не нуждающиеся; Эсте Лаудер (однако же, как и все, зная марку, я ведать не ведал, что эта дама контролирует 45% американского рынка косметики) и Лаки Лучиано — как всякому ведомо, впервые собравший преступный бизнес в фордовскую почти систему. Это четыре. Пятого я знаю только по своему архитектурному прошлому. Это Уильям Левитт, догадавшийся превратить послевоенный бейби-бум и соответственный ему спрос на жилье в гигантскую индустрию ready-made жилища по каталогу.

Всяк из нас слышал о Рокфеллере, но этого имени здесь нет, зато есть Амадео Джаннини, создавший Bank of America. Любой собаке знаком «Макдональдс», но этого имени нет, но есть Рэй Крок, создавший империю «Макдональдс». Кое-кто из нас слышал о Зворыкине, который вместе с Сикорским и парой Давыдов-Харламов (те, что Harley & Davidson) осуществил свои возможности в США, но этих имен в списке нет. Зворыкин изобрел ТВ, но, оказывается, создателем телевизионного вещания как системы был другой русско-американец — Дэвид Сарнофф. Он в списке имеется. Имеется Стефен Бехтель, великий инженер-конструктор и девелопер в одном лице. И Пит Розелл, сумевший превратить американский футбол в фундамент национальной шоу-индустрии. И Уолтер Рейтер, что хотя бы понятно — просто мало кто ассоциирует первое из всемирных новостных агентств с именем его создателя.

В отличие от других когорт, в этой американцы задавили всех прочих — в списке один иноземец, и тот японец — Акио Морита. Лишь давней неприязнью к Руперту Мердоку можно объяснить, что имя строителя крупнейшей, глобальной системы масс-медиа оказалось за бортом. Не залезая в Who is Who in America, напрочь невозможно догадаться, кто такие Чарльз Меррил, Уиллис Карьер, Лео Бернет, Сэм Уолтон, Хуан Трип и Томас Уотсон. Заранее понятно, впрочем, что кто-то из них должен быть отцом-основателем «Дженерал Электрик», а кто-то другой — «Шелла», «Амоко» или иной нефтяной империи. После некоторого раздумья можно вычислить, что Луис Майер — это, скорее всего, создатель «Метро Голдвин Майер», то есть устроитель легенды Голливуда и потому «отец» Лос-Анджелеса, так что определился и шестой из «титанов».

Наверное, лишь традиционным для европейцев отсутствием интереса к людям от финансов и индустрии можно объяснить их слабую включенность в процесс голосования, тогда как мегаломания американцев не позволяет им знать и помнить хотя бы Круппа или Порше, или Эрикссона, или Батя...

На каждого из двадцати приходится три-четыре страницы текста, так что в целом «Тайм» выстроил вполне солидную версию энциклопедии двадцатого века.

Осталось немного подождать, и к весне журнал ознакомит нас со своей выборкой ученых и властителей дум — то-то будет занятно.

Я берусь угадать эту мелодию с шести нот...


Опубликовано в «Русском журнале», 19.01.1999,
под псевдонимом Славус Куриус

См. также

§ Вертижинизм: становление киберэстетических систем



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее