Имеет ли федеральный центр необходимые политические и экономические
ресурсы для продавливания «своих» кандидатов на посты руководителей
субъектов Федерации, если это сопряжено с сопротивлением региональных
элит или нет этот вопрос имеет смысл только при допущении, что
федеральный центр главной задачей считает смену персонажей. Я
полагаю, что дело в ином обозначить центр принятия стратегических
решений и вектор персональной ответственности: при этом вызывать
сопротивление региональных элит и безумно и, главное, совершенно
не нужно.
Кремль имеет необходимый кадровый ресурс для замены действующих
губернаторов и президентов национальных республик на новых. Искать
на стороне в большинстве случаев нет необходимости, тем более
что борьба потенциальных кандидатов за внимание центра нарушает
политическую слежалость территориальных элит, что скорее полезно.
Зависимость «новых» губернаторов разложится, с тем что у регионального
лидера появится шанс иметь несколько меньшую зависимость от элит,
зависимость от населения значима только для неразумного руководителя,
разумный её сумеет изобразить.
Не думаю, что можно выстроить единый алгоритм, какими качественными
характеристиками должен обладать кандидат на должность руководителя
субъекта Федерации в условиях нового порядка избрания губернаторов,
чтобы быть представленным президентом: индивидуальность ситуаций
оказывается решающей. Переназначение-переизбрание Дарькина явно
показывает, что статус-кво в местном рисунке элиты оказался в
Приморье наиболее существенным мотивом.
Усилятся в контексте новой системы выборов руководителей субъектов
Федерации позиции и региональных парламентов, и региональных политических
и бизнес-элит, и полпредов президента в федеральных округах. Что
на время укрепляет роль не только полпредов, но и главных
федеральных инспекторов. Бизнес-элиты перестраивают внимание отчасти
на Законодательные собрания, что, скорее всего, приведет к расширению
её прямого вхождения в число депутатов, что следует счесть весьма
положительным явлением, насколько можно судить по муниципальным
собраниям.
Полагаю, что размытость внимания на множество кандидатов в ЗС
скорее улучшит картину, но, во всяком случае, нет основания ожидать
увеличения коррупции в связи с введением новой процедуры избрания
глав регионов. Решительно не согласен с однозначным обозначением
«старых» губернаторов как коррупмпированных дело сложнее, «островной»
тип идеологии, при стремлении рулить экономикой препятствует «старым»
перейти от схем работы внутри «своих» границ к схемам кооперации
с соседями и далее.
Наименьшие шансы быть переназначенными имеют руководители ельцинской
эпохи, даже когда они не так и дурны; и очевидно неадекватные
масштабу проблем, вроде адмирала в Калининградской области. Вопрос
о «национальных» республиках сложнее и будет решаться в индивидуальном
порядке. Очень важно, решится ли Кремль на то, чтобы убрать Рахимова
(в Татарстане можно ожидать назначение-избрание по выбору самого
Шаймиева), тогда как сохранение Илюмжинова мало вероятно.
Создание сейчас из числа «непроходных» региональных лидеров оппозиционной
действующему президенту России структуры очень мало вероятно.
Наибольшую оппозицию представляет собой зависимое (несамодеятельное)
население России, и вокруг его симпатий будут развертываться попытки
сформировать оппозицию. Отставные лидеры немедленно выпадут из
политического пространства почти полностью.
|