Урюп-наме-2

Какая-никакая аналитика обычно включается у нас в работу только по сюжетам персональным, вроде отставки прокурора Устинова, тогда как явления-айсберги, в силу многослойной их конструкции, остаются вне поля внимания. Вот был последний день мая, и явная пауза в потоке новостей. Меж тем в Колонном зале собирается учредительный съезд качественно новой общественной организации — Всероссийского совета местного самоуправления. Место знаковое. Есть приветствие президента Путина. Есть развернутое выступление спикера Грызлова, так что внимание власти проявлено вполне внятно.

В зале камеры четырёх каналов ТВ, но в их новостных блоках съезду отведено от двадцати секунд до полутора минут. И всё. Газеты обошлись заметками. Кое-что — лишь в Интернете. Там комментаторы не без язвительности отмечают, что "Единая Россия", поддержав инициативу, вроде бы отрицает самое себя, поскольку в своё время именно её фракция обеспечила принятие того самого закона об основах организации местного самоуправления, о пороках которого согласно говорили делегаты съезда. Очевидно, для журналистов было достаточно того, что съезд прошел "по инициативе Единой России": а, единороссы! Значит, дело казённое и уж потому скучное. Допустить, что руководство "Единой России" могло внять аргументам инициативной группы и пересмотреть точку зрения на муниципальный вопрос, вернее, согласиться с тем, что испеченный в правительстве закон оказался, увы, не так уж и хорош, — это для журналистов слишком сложно.

Между тем они могли бы обратить внимание на одно важное обстоятельство: Конгресс муниципальных образований есть, Союз малых городов давно есть, отчего бы создавать ещё одну структуру? Зачем было проводить две тысячи районных собраний и ещё региональные конференции в 80 субъектах Российской Федерации?

Журналистам такие вопросы неинтересны. Им достаточно ответов вроде кислой реплики (на "Эхе Москвы", конечно же) главного ныне оппозиционера Владимира Рыжкова: возврат к советским временам, и дело с концом.

Дело-то, между прочим, как раз в начале — в начале существенного для страны процесса политической эмансипации муниципалитетов.

Конгресс муниципальных образований — это формальное членство юридических лиц, периодическая сходка мэров в их официальном качестве. Совет местного самоуправления — это личное членство: мэров, депутатов, городских активистов. Вместо членских взносов личные пожертвования участников в фонд Совета, ведь ясно, что персональные возможности мэра, скажем, Великих Лук или Костромы несколько больше, чем у главы сельского муниципального района где-нибудь на восточном краю Ставрополья.

Муниципалитеты обобраны и придавлены: малые — районной властью, крупные — региональной. Без приведения муниципального хозяйства в чувство ни один из так называемых приоритетных национальных проектов реально осуществлен быть не может. Более того, не обозначив зримо начало приведения муниципального хозяйства в чувство, российская власть в будущему году, году выборов в Государственную думу, может столкнуться с таким размахом протестного голосования (или отказа от голосования), что от всей идеологии стабильности камня на камне не останется.

Власть явно отдает себе в этом отчёт . Похоже, она наконец признала, что основную массу избирателей составляют горожане. Отсюда и поддержка со стороны "Единой России" учреждения Совета местного самоуправления. Та самая, не столь уж редкая ситуация, когда разнонаправленные интересы в тактическом пространстве совпали. Партии власти нужна поддержка не только со стороны казённых структур, начальники которых бодро в нее вступили (их поддержка, во-первых, не из самых надёжных, а во-вторых — может сработать только на селе; в городах же она может вызвать обратный результат), — партии власти нужна поддержка со стороны лидеров общественного мнения в муниципиях, а эту поддержку могут оказать только персонажи, завоевавшие реальную позитивную репутацию. Именно персонажи, а не должности. Лидеры городского общественного мнения, представленные в новом Совете, это понимают и не намерены отдавать свою поддержку за чечевичную похлебку.

Иными словами, на поле, которое Кордонский и Найшуль давно уже удачно определили как административный рынок, появился новый игрок. Многие из выступавших на съезде, начиная с признанного лидера Совета Валерия Гальченко, будто бы не вполне серьёзно определяли новую общественную организацию как "профсоюз местного самоуправления". Совет по факту может принять на себя эту функцию, и тогда к обычной схеме трёхсторонних переговоров между властью, трудом и капиталом добавится ещё и четвёртый переговорщик — ассоциация муниципальных лидеров.

Удастся это сделать или нет, но само артикулированное стремление в данном случае уже есть социальное действие.


Опубликовано в "Русском Журнале", 06.06.2006

См. также

§ Панегирик «Крапивному семени»

§ Российская администрация: вид «снизу»

§ Урюп-наме

§ Урюпинск ждет «Внешнего агента»



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее