Какая-никакая аналитика обычно включается у нас в работу только
по сюжетам персональным, вроде отставки прокурора Устинова, тогда
как явления-айсберги, в силу многослойной их конструкции, остаются
вне поля внимания. Вот был последний день мая, и явная пауза в
потоке новостей. Меж тем в Колонном зале собирается учредительный
съезд качественно новой общественной организации Всероссийского
совета местного самоуправления. Место знаковое. Есть приветствие
президента Путина. Есть развернутое выступление спикера Грызлова, так что внимание власти проявлено
вполне внятно.
В зале камеры четырёх каналов ТВ, но в их новостных блоках съезду
отведено от двадцати секунд до полутора минут. И всё. Газеты обошлись
заметками. Кое-что лишь в Интернете. Там комментаторы не без
язвительности отмечают, что "Единая Россия", поддержав инициативу,
вроде бы отрицает самое себя, поскольку в своё время именно её
фракция обеспечила принятие того самого закона об основах организации
местного самоуправления, о пороках которого согласно говорили
делегаты съезда. Очевидно, для журналистов было достаточно того,
что съезд прошел "по инициативе Единой России": а, единороссы!
Значит, дело казённое и уж потому скучное. Допустить, что руководство
"Единой России" могло внять аргументам инициативной группы и пересмотреть
точку зрения на муниципальный вопрос, вернее, согласиться с тем,
что испеченный в правительстве закон оказался, увы, не так уж
и хорош, это для журналистов слишком сложно.
Между тем они могли бы обратить внимание на одно важное обстоятельство:
Конгресс муниципальных образований есть, Союз малых городов давно
есть, отчего бы создавать ещё одну структуру? Зачем было проводить
две тысячи районных собраний и ещё региональные конференции в
80 субъектах Российской Федерации?
Журналистам такие вопросы неинтересны. Им достаточно ответов
вроде кислой реплики (на "Эхе Москвы", конечно же) главного ныне
оппозиционера Владимира Рыжкова: возврат к советским временам,
и дело с концом.
Дело-то, между прочим, как раз в начале в начале существенного
для страны процесса политической эмансипации муниципалитетов.
Конгресс муниципальных образований это формальное членство
юридических лиц, периодическая сходка мэров в их официальном качестве.
Совет местного самоуправления это личное членство: мэров, депутатов,
городских активистов. Вместо членских взносов личные пожертвования
участников в фонд Совета, ведь ясно, что персональные возможности
мэра, скажем, Великих Лук или Костромы несколько больше, чем у
главы сельского муниципального района где-нибудь на восточном
краю Ставрополья.
Муниципалитеты обобраны и придавлены: малые районной властью,
крупные региональной. Без приведения муниципального хозяйства
в чувство ни один из так называемых приоритетных национальных
проектов реально осуществлен быть не может. Более того, не обозначив
зримо начало приведения муниципального хозяйства в чувство, российская
власть в будущему году, году выборов в Государственную думу, может
столкнуться с таким размахом протестного голосования (или отказа
от голосования), что от всей идеологии стабильности камня на камне
не останется.
Власть явно отдает себе в этом отчёт . Похоже, она наконец признала,
что основную массу избирателей составляют горожане. Отсюда и поддержка
со стороны "Единой России" учреждения Совета местного самоуправления.
Та самая, не столь уж редкая ситуация, когда разнонаправленные
интересы в тактическом пространстве совпали. Партии власти нужна
поддержка не только со стороны казённых структур, начальники которых
бодро в нее вступили (их поддержка, во-первых, не из самых надёжных,
а во-вторых может сработать только на селе; в городах же она
может вызвать обратный результат), партии власти нужна поддержка
со стороны лидеров общественного мнения в муниципиях, а эту поддержку
могут оказать только персонажи, завоевавшие реальную позитивную
репутацию. Именно персонажи, а не должности. Лидеры городского
общественного мнения, представленные в новом Совете, это понимают
и не намерены отдавать свою поддержку за чечевичную похлебку.
Иными словами, на поле, которое Кордонский и Найшуль давно уже удачно
определили как административный рынок, появился новый игрок. Многие
из выступавших на съезде, начиная с признанного лидера Совета
Валерия Гальченко, будто бы не вполне серьёзно определяли новую
общественную организацию как "профсоюз местного самоуправления".
Совет по факту может принять на себя эту функцию, и тогда к обычной
схеме трёхсторонних переговоров между властью, трудом и капиталом
добавится ещё и четвёртый переговорщик ассоциация муниципальных
лидеров.
Удастся это сделать или нет, но само артикулированное стремление
в данном случае уже есть социальное действие.
|