Перейти на главную страницуНовости и событияО сайте
С вопросами, предложениями и замечаниями по содержанию текстов и материалов, а также оформлению и работе сайта, Вы всегда можете обратиться по адресу: koyus@glazychev.ru
БиографияПроекты и программы, в которых участвовал или принимает участие Вячеслав ЛеонидовичОформительские, архитектурные и другие работыРаботы по городской среде и жилищуСтатьи, публикации, рецензии, доклады, интервьюКурсы, лекции и мастер-классные занятия, которые проводил или ведет Вячеслав Леонидович Книги, написанные Вячеславом Леонидовичем Глазычевым


Разведка боем

Чудеса редко, но случаются. То ли власть спохватилась, что как-то не с руки придушить местное самоуправление в региональных столицах как раз накануне московской сессии Конгресса местных и региональных властей Европы. То ли был услышан вопль, который удалось поднять по стране, разослав всюду законопроект, внесенный инициаторами в Госдуму к первому чтению под шумок, без огласки.

Так или иначе, но после того, как в верности принципу выборности мэров сначала поклялся Борис Грызлов от имени "Единой России", а 14 ноября, на том самом конгрессе, на Грызлова сославшись, в пользу статус-кво высказался и Дмитрий Медведев, можно надеяться, что инициатива депутатов убрана в долгий ящик. Впрочем, это так говорится - инициатива депутатов. Свечку не держал, но не нужно быть провидцем, чтобы понимать: ни при каких условиях председатель думского Комитета по местному самоуправлению Владимир Мокрый со товарищи не предпринял бы акта гражданского самоубийства по своей воле. Заказ точно был.

Так кому и зачем понадобилось огород городить, в явной спешке выкладывая безобразно отредактированный законопроект?

Напомним: первый заход был сделан ещё под первое апреля, когда законопроект предлагал допустить, что отдельные полномочия в крупных городах, при ближе не проясненных обстоятельствах, могут перехватываться региональными властями. За мягкостью формулировок внимательные граждане усмотрели первый шаг к ограничению права жителей крупнейших городов на самоуправление. Поднялся шум, в коем и мне довелось подавать голос. Когда законодательная троица сняла проект с рассмотрения, наиболее чуткие граждане усмотрели в этом некий подвох, но понять, что же стоит за лёгкостью отхода на исходные позиции, не могли. Многим, и мне в том числе, казалось, что была проведена обычная разведка боем: попробовали, без шума не получилось, вот и отказались.

Не тут-то было. На втором заходе в пояснительной записке было заявлено без обиняков: "Законопроект предусматривает возможность осуществления местного самоуправления на внутригородских территориях административных центров субъектов РФ. В этом случае местное самоуправление на городском уровне осуществляться не будет: Регулирование вопроса о том, на каком уровне будет осуществляться местное самоуправление в административных центрах, столицах субъектов РФ, законопроектом отнесено к полномочиям субъектов РФ".

Проводить реформу местного самоуправления таким вот кулуарно-подковерным методом считаю делом опасным для становления России как демократического государства. А поскольку эта реформа и есть часть демократических преобразований страны, то и осуществлять её нужно, опираясь на суждение множества общественных организаций и их ассоциаций. Было бы весьма полезным формирование Совета по местному самоуправлению при президенте России. Действующая Общественная палата РФ и региональные общественные палаты способны внести свой существенный вклад в работу такого совета.

Во всяком случае общественники смогли бы подстраховать власть от грубейших ошибок. Заметим: речь в злополучном законопроекте шла не только об избираемости мэров, на чем в полемике был сделан основной акцент. В черновиках законопроектов прорабатываются и сценарии отказа от выбора городских дум, что и вовсе вернуло бы нас к ситуации до реформ царя-освободителя.

Почто всё это? На недавних выборах в восьми регионах "Единая Россия" хотя и одержала убедительную победу по совокупности, тем не менее со всей ясностью проступило, что жителям крупных городов самоотождествление "партии власти" с президентом Путиным убедительным не показалось. Явка была низкой. В иных городах - очень низкой, на грани фола. Впереди большие выборы в Госдуму, и логика тех, кто выпихнул на авансцену тройку храбрецов, понятна. Поручить губернаторам обеспечить и явку, и правильное голосование, вот и весь сказ.

То, что саму идею новации большинство губернаторов примет с восторгом, сомнения не вызывает. Они давно с завистью смотрели на Лужкова, так что идея - наконец-то зачистить поле от мэров, нередко дышащих им в затылок, - милое дело. То, что сама новация приведет их в восторг, рождает сомнения. Одно дело отвечать за электоральное поведение жителей глубинки, и совсем другое - жителей тех же Нижнего Новгорода, Саратова или Екатеринбурга, замеченных в немалой строптивости, когда на них неприкрыто давят.

Полагаю, что новая затея с отказом от пороговой явки на выборы есть проект конкурентов внутри той же разруливающей системы. Проект явно более здравый - здесь серьёзного сопротивления ждать неоткуда.


Опубликовано в газете "Московские новости", 17.11.2006

См. также

§ О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации


...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... - см. подробнее



Недвижимость в Крыму и Севастополе