Ещё три года
назад новый урбанизм, вокруг которого за рубежом ломается столько
копий, у нас не интересовал никого. У нас царила безудержная точечная
застройка, уплотнение кварталов любой ценой лишь бы сесть на готовые
коммуникации и выжать из каждой сотки земли максимальную площадь
продаж. Там странные для наших девелоперов жёсткие правила зонирования,
изменить которые нельзя без сложной многоступенчатой публичной процедуры.
Но вот, накачав финансовую мускулатуру, рядом с прежними строительными
трестами появились новые игроки, будь то «Русал», «Ренова», «АФК
Система» или крепыши ростом поменьше. Точечные инвестиции им не
слишком интересны, и они стали искать задачи покрупнее: вести
комплексную застройку в масштабе миллионов квадратных метров.
Вот тут и возник вопрос: что, собственно, строить и как? Одни
тяготеют к тому, чтобы вернуться к микрорайонам, в свое время
скопированным с английских и, что хуже, французских образцов середины
прошлого века. Другие, столкнувшись с тем, что старые архитекторы
повымерли, а новые мыслить чем-то, что больше отдельного дома
или коттеджного поселка, не умеют, не мудрствуя лукаво нанимают
иноземные фирмы. Третьи, прежде чем принимать решение, хотят понять,
что в мире делается. Здесь нужно сказать вот что: все устали от
спальных пригородов. Устали даже там, где офисы сбежали из перегруженных
городов поближе к жилью. Земля дешевле, налоги меньше, мест для
парковки достаточно. Комфортно, но скучно, и непонятно, что делать
со школами, вернее, с их уровнем. Возврат в центры городов осуществился,
но частичный: молодые, бездетные делают это с удовольствием, но
как только появляются дети, выясняется, что им негде гулять, что
плохо с теми же школами, что опасно, наконец. Градостроители оказались
в тупике.
Возникла концепция нового урбанизма под девизом «Вперед в
прошлое», но мало что получилось: заново построенные города-сады
не слишком отличаются от всё того же пригорода, создать в них
энергичные общественные центры не получается: слишком малы обороты,
форму торгово-развлекательного центра сделать несложно, удержать
в ней коммерческое содержание куда сложнее. Впрочем, один любопытный
пример есть. Это городок Селебрейшн во Флориде. И генеральным
заказчиком, и единственным девелопером здесь выступает корпорация
«Дисней». Кстати, к сведению тех, кто у нас жалуется на длительность
подготовки к строительству: выработка концепции и разработка генерального
плана заняли четыре года, переговоры с районными властями и подписание
трёхсот страниц документов — два с половиной года, проектирование
ещё два и подбор возможных подрядчиков ещё один. Строительство
началось в 1997 году. «Дисней» отнюдь не обычный девелопер.
Хотя корпорация и пеклась о собственной выгоде и, сделав ставку
на могучий бренд, могла себе позволить завысить первоначальные
цены почти на четверть, чем в среднем по Флориде, главным была
собственная философская доктрина. Не просто жильё для 20 тысяч
человек, а город с полнокровной жизнью, способный задать образец
нового урбанизма: гармония, безопасность, чувство городского сообщества
и не за забором! И что очень важно никакого местного самоуправления
на двадцать лет, а лишь условие, что и в дальнейшем «Дисней» сохранит
право вето на любые попытки радикально изменить концепцию развития.
Этакая новая утопия из класса осуществленных. И, кстати, вполне
функционирует. В отличие от обычного американского пригорода,
где вместе группируются дома только одного класса, в структуре
Селебрейшн есть усадьбы, дома трёх классов, различающиеся по размеру,
таунхаусы и даже кондоминиумы. Цельность получилась за счёт того,
что все дома решены в единой стилистике ретро, но в четырёх «стилях»,
тщательно скомпонованных на исторических прототипах; все с классическими
террасами. Все в единой пастельной гамме, с обязательным чередованием
и стиля, и цвета. Все занавески белые снаружи, и специальная
служба следит за тем, чтобы ничто не нарушало благостной, несколько
карамельной атмосферы единства. В отличие от стандартной субурбии,
участки здесь небольшие, дома стоят плотно, и все по красной
линии, что позволило возродить городской тротуар и создать эффект
видимого пешеходного движения. Тем более видимого, что школа не
отодвинута куда-то к краю, а гордо занимает центральную позицию
в городке, и родители, озабоченные успехами своих чад, регулярно
стекаются к ней со всех сторон. К ней, а также к фитнес-центру.
Дети свободно бегают по всему городку и парку, чего нет в обычной
субурбии, где за любой мелочью надо ехать на машине. Везде велосипеды
и роликовые доски. Четверть жителей работает на дому, пользуясь
Интернетом, многие ездят на работу в парки Диснея или в город
Тампу. Естественная раскрутка Селебрейшн под брендом Диснея привлекает
туристов, которые несколько утомляют постоянных обитателей, зато
увеличивают интенсивность жизни городского центра и поддерживают
его магазинчики и кафе…
Городок живет полнокровно, при том, что нет посетителя, который
не отметил бы его искусственность, «макетность». Девять из десяти
жителей Селебрейшн говорят о том, что никогда и нигде в их жизни
не было такой плотности контакта с ближними и дальними соседями,
такой включённости в местные дела в том числе и в периодические
свары с руководством управляющей компании. Сугубо диснеевская
затея с тем, чтобы все общественные здания городка были построены
по проекту знаменитостей Джонсона, Грейвса, Гери и прочих,
как и следовало ожидать, породила странное впечатление. Фальшивость
задачи всегда отзывается фальшью архитектурного образа. Лес колонн
вокруг Ратуши Филипа Джонсона образ-симулякр: ведь демократически
избранной администрации в Селебрейшн не существует. Идея непременных
входных террас, смотрящих прямо на улицу, провалилась, так как
в эпоху ТВ люди на террасе не сидят, а если хотят общения, то
идут в кафе. Отважная затея учинить здесь лучшую из лучших школу
с треском провалилась, так как объединить в одном месте кучу педагогических
новаций не удавалось ещё никому. Коммерция держится отчасти на
туристах, отчасти за счёт льготной аренды, обремененной, впрочем,
массой ограничений, но держится с трудом. И все же в целом городок
получился. Людям победнее делать в Селебрейшн нечего даже учителя
здешней школы не могут себе позволить снимать квартиру в городке.
Почти нет цветных, хотя прямой сегрегацией не пахнет и часть обитателей
искренне обеспокоена тем, что дети вырастут в «аквариуме», из
которого нелегко будет переходить в нормальную американскую действительность.
Уолт Дисней, грезивший о строительстве города Эпкот (Experimental
Prototype Community of Tomorrow), мечтал создать образец для воспроизведения.
Но повторить Селебрейшн нельзя, как невозможно назвать иной городок
Празднеством. Эта воплощенная утопия создана не только менеджерами
и консультантами корпорации «Дисней», но и сотнями людей, выросших
«на Диснее» и устремившихся, как мотыльки на свет, в осушенные
болота Флориды. Они съехались сюда за мечтой, за совершенством
механизма, который лучше всего уподобить часам с кукушкой, но
в плюшевом корпусе, и большинство этих милых людей сохраняют свою
веру, несмотря на множество погрешностей в строительстве, оснащении
и отделке домов. Сохраняют и с редкостным единодушием отвергают
любые нападки на Селебрейшн извне. Этот опыт нельзя воспроизвести,
даже нельзя прямо учесть в разработке наших новых жилых массивов.
Однако знать, бесспорно, нужно чтобы лучше понимать себя сегодняшних.
|