| У кого как, но 
              у нас родимая история цепко держит за пятки. Вот выяснилось недавно 
              в результате очень 
              дотошных исследований, что шаги к реальному местному самоуправлению 
              делаются куда успешнее в тех местах, где деревни были населены государственными 
              крестьянами, а там, где преобладали крепостные, форму внедрили, 
              но существа-то и нет. Как-никак уже семь поколений сменилось с того 
              момента, когда положили конец крепостному праву. По нашим просторам 
              прокатились волны войн, революций и разномастных миграций, а все 
              так, будто само место наследует меру озлобленной пассивности или 
              искорки самостоятельности. В большинстве своём российские государи не утруждали себя познанием 
                истории, так что, когда Горбачев, с его юридическим и относительно 
                экономическим образованием, вдохновенно инициировал антиалкогольную 
                кампанию, он, разумеется, не был отягощен излишними сведениями 
                о делах давних. Однако же зря. Три с половиной века назад немалый 
                опыт был уже накоплен. 11 августа 1652 года в Москве заседал Собор 
                о кабаках. Постановили: уничтожить распивочную торговлю вообще, 
                кабаки извести под корень, учредив вместо них по одному кружечному 
                двору на город или большое село  для торговли на вынос. Постановили: 
                продавать ведрами, полуведрами, четвертями, кружками (осьмушками 
                ведра) и чарками и больше одной чарки в руки не продавать. Ночную 
                торговлю огненной водой прекратить. Священников на кружечные дворы 
                не пускать. Продажу водки в долг и под заклад запретить безусловно, 
                азартные игры там запретить также. Печась о доходах казны, Собор, в мудрости своей, постановил торговлю 
                пивом и медом пресечь, откупа отменить, и торговать водкой по «указной» цене, против прежней заметно повышенной. Снабжение 
                зельем градов и весей следовало теперь вести из центра, тож из 
                Москвы, передав винокурение крупным подрядчикам,  тем самым качество 
                повысить и себестоимость, конечно же, снизить. Дальнейшее знакомо до боли. Откупа-то отменили, но ответственность 
                      местных целовальников за недоборы дохода в казну оставили. 
                      Администраторы от доходной статьи отказаться не жаждали 
                      и саботировали новый порядок, как только могли. На базарах 
                      и ярмарках, куда раньше прикатывали «гуляй-кабаки», 
                      под видом простого кваса начали торговать хмельным. Уже 
                      через полгода. Заметим, что горбачевское время из-за всеохватности 
                      партийного надзора обнаружило большую медлительность  
                      государь указал «для больных и маломочных людей, которые 
                      вина не пьют, пиво и мёд на продажу держать по-прежнему». 
                      Понятное дело, доля «больных и маломочных» сразу 
                      возросла непомерно. Боясь недобора, кабацкие головы и целовальники, 
                      разумеется, торговали и в неуказанное время, ссылаясь на 
                      то, что по вечерам и в праздники бывает «лучшая питушка». 
                      Уже летом 1653 года разрешено было продавать вино в неуказанное 
                      время «проезжим людям», отчего в разы выросло 
                      число «путешествующих». Народ был, как всегда, 
                      сметлив, посему, как отписывал государю один голова, «в 
                      чарки и в кружки питухи вина не купят, а которые питухи 
                      и бывают на твоих государевых кружечных дворах, и те питухи, 
                      складываючись, покупают вино в ведра и в полуведра». 
                      Достоверных сведений о том, сколько надо поставить вина 
                      и куда, не было. Мор 1655 года, когда на всех дорогах были 
                      усилены заставы, заблокировав движение, дополнительно задерживали 
                      доставку, и без того не скорую. Подрядчики, среди которых 
                      как-то сразу обнаружились начальники важных приказов, принялись 
                      сбывать на места всякую гадость...[1] Короче говоря, в 1661 году от великой питейной реформы не осталось 
                и следа. Вернее сказать, след остался, и очень заметный. Казна успела 
                потерять добрую половину дохода «с питей» аккурат в 
                то время, когда для войны с Польшей требовались большие деньги, 
                так что реформа сыграла более чем существенную роль в неудачной 
                попытке заменить серебряную монету медной по курсу серебряной, 
                что потянуло за собой и смуту, и мятежи. Изрядный погром хозяйства с нулевыми последствиями для народных 
                нравов был учинен, разумеется, из наилучших, самых возвышенных 
                побуждений. Роль Лигачева сыграл тогда тоже провинциал  новгородский 
                митрополит, влияние которого на энергичного и легко внушаемого 
                царя, росло как на дрожжах. Звали митрополита Никон, и 25 июля 
                1652 года, после кончины патриарха Иосифа, он занял патриарший 
                престол. Никон был резок и нетерпелив, так что до питейной реформы 
                оставалось всего две недели. То, что моралистов нельзя пускать во власть, известно давно. 
                Несчастная судьба Цицерона, страдавшего от одиночества как никто 
                (недаром половина его текстов о дружбе), обозначила эту максиму 
                со всей ясностью. Менее обращают внимание на то, насколько опасны 
                моралисты в роли советников власти, вечно испытывающей дефицит 
                воображения и потому склонной доверять пылкости проповедников 
                добра, конструируемого наверху и сверху насаждаемого с упорством, 
                достойным лучшего применения. Впрочем, это вовсе не означает призыв 
                к гонению на моралистов, так как без них жизнь утратила бы толику 
                остроты, что особенно следует иметь в виду во время Великого поста. 
                 |