У кого как, но
у нас родимая история цепко держит за пятки. Вот выяснилось недавно
в результате очень
дотошных исследований, что шаги к реальному местному самоуправлению
делаются куда успешнее в тех местах, где деревни были населены государственными
крестьянами, а там, где преобладали крепостные, форму внедрили,
но существа-то и нет. Как-никак уже семь поколений сменилось с того
момента, когда положили конец крепостному праву. По нашим просторам
прокатились волны войн, революций и разномастных миграций, а все
так, будто само место наследует меру озлобленной пассивности или
искорки самостоятельности.
В большинстве своем российские государи не утруждали себя познанием
истории, так что, когда Горбачев, с его юридическим и относительно
экономическим образованием, вдохновенно инициировал антиалкогольную
кампанию, он, разумеется, не был отягощен излишними сведениями
о делах давних. Однако же зря. Три с половиной века назад немалый
опыт был уже накоплен. 11 августа 1652 года в Москве заседал Собор
о кабаках. Постановили: уничтожить распивочную торговлю вообще,
кабаки извести под корень, учредив вместо них по одному кружечному
двору на город или большое село для торговли на вынос. Постановили:
продавать ведрами, полуведрами, четвертями, кружками (осьмушками
ведра) и чарками и больше одной чарки в руки не продавать. Ночную
торговлю огненной водой прекратить. Священников на кружечные дворы
не пускать. Продажу водки в долг и под заклад запретить безусловно,
азартные игры там запретить также.
Печась о доходах казны, Собор, в мудрости своей, постановил торговлю
пивом и медом пресечь, откупа отменить, и торговать водкой по
"указной" цене, против прежней заметно повышенной. Снабжение
зельем градов и весей следовало теперь вести из центра, тож из
Москвы, передав винокурение крупным подрядчикам, тем самым качество
повысить и себестоимость, конечно же, снизить.
Дальнейшее знакомо до боли. Откупа-то отменили, но ответственность
местных целовальников за недоборы дохода в казну оставили.
Администраторы от доходной статьи отказаться не жаждали
и саботировали новый порядок, как только могли. На базарах
и ярмарках, куда раньше прикатывали "гуляй-кабаки",
под видом простого кваса начали торговать хмельным. Уже
через полгода. Заметим, что горбачевское время из-за всеохватности
партийного надзора обнаружило большую медлительность
государь указал "для больных и маломочных людей, которые
вина не пьют, пиво и мёд на продажу держать по-прежнему".
Понятное дело, доля "больных и маломочных" сразу
возросла непомерно. Боясь недобора, кабацкие головы и целовальники,
разумеется, торговали и в неуказанное время, ссылаясь на
то, что по вечерам и в праздники бывает "лучшая питушка".
Уже летом 1653 года разрешено было продавать вино в неуказанное
время "проезжим людям", отчего в разы выросло
число "путешествующих". Народ был, как всегда,
сметлив, посему, как отписывал государю один голова, "в
чарки и в кружки питухи вина не купят, а которые питухи
и бывают на твоих государевых кружечных дворах, и те питухи,
складываючись, покупают вино в ведра и в полуведра".
Достоверных сведений о том, сколько надо поставить вина
и куда, не было. Мор 1655 года, когда на всех дорогах были
усилены заставы, заблокировав движение, дополнительно задерживали
доставку, и без того не скорую. Подрядчики, среди которых
как-то сразу обнаружились начальники важных приказов, принялись
сбывать на места всякую гадость...[1]
Короче говоря, в 1661 году от великой питейной реформы не осталось
и следа.
Вернее сказать, след остался, и очень заметный. Казна успела
потерять добрую половину дохода "с питей" аккурат в
то время, когда для войны с Польшей требовались большие деньги,
так что реформа сыграла более чем существенную роль в неудачной
попытке заменить серебряную монету медной по курсу серебряной,
что потянуло за собой и смуту, и мятежи.
Изрядный погром хозяйства с нулевыми последствиями для народных
нравов был учинен, разумеется, из наилучших, самых возвышенных
побуждений. Роль Лигачева сыграл тогда тоже провинциал новгородский
митрополит, влияние которого на энергичного и легко внушаемого
царя, росло как на дрожжах. Звали митрополита Никон, и 25 июля
1652 года, после кончины патриарха Иосифа, он занял патриарший
престол. Никон был резок и нетерпелив, так что до питейной реформы
оставалось всего две недели.
То, что моралистов нельзя пускать во власть, известно давно.
Несчастная судьба Цицерона, страдавшего от одиночества как никто
(недаром половина его текстов о дружбе), обозначила эту максиму
со всей ясностью. Менее обращают внимание на то, насколько опасны
моралисты в роли советников власти, вечно испытывающей дефицит
воображения и потому склонной доверять пылкости проповедников
добра, конструируемого наверху и сверху насаждаемого с упорством,
достойным лучшего применения. Впрочем, это вовсе не означает призыв
к гонению на моралистов, так как без них жизнь утратила бы толику
остроты, что особенно следует иметь в виду во время Великого поста.
|