Комментарии на десять тезисов Дмитрия Медведева

От редакции. В среду на комиссии по модернизации экономики в Магнитогорске президент России Дмитрий Медведев поставил перед правительством задачи по созданию привлекательного инвестиционного климата в России. Глава государства заверил, что будет лично следить за выполнением своих заданий. Главная задача страны, по его словам, сделать Россию привлекательной для предпринимательства и для частных инвестиций. При этом решить ее без изменения качества жизни невозможно, признает президент. Комментирует для Русского журнала предложения президента России член Общественной палаты Вячеслав Глазычев.

* * *

Программно-предвыборный характер "десяти тезисов" (президент сказал, что это для ровного счету, так что список ещё может разрастись до лютеровского масштаба) очевиден и вполне внятен, так что комментировать, в меру собственного понимания, следует каждую позицию по отдельности.

Что до первого пункта, так хорошо, что предыдущую дурость выправляют. Жаль только, что сначала эту дурость сотворили, поставив средний бизнес на край бездны.

Вторая затея — натравить прокуратуру на госорганы — народу понравится. С воплощением сложнее — прокуратуре придётся изрядно размножиться, но и в этом случае совладать с установлением факта в море воплей и стонов со всея Руси будет сложновато. Суд придётся тоже расширять, да и судей подучить по специальным вопросам, включая пресловутый ЖКХ.

Третий сюжет, нагружающий Минэк по сути аудиторскими задачами, чреват коллапсом управленческой бюрократии, ибо затруднительно найти ведомственный акт, который не мешал бы предпринимательской деятельности.

Позиция четвертая напоминает историю с Петром Великим, пытавшимся решать проблему с помощью назначения над фискалами обер-фискалов. Почему бы не указать, чтоб везде, на манер Калужской губернии, создали инвестиционные агентства, чтобы те, как игроки в кёрлинг шлифовали лёд перед инвестором.

Пятый пункт интригует: кто захочет участвовать в приватизации госкомпаний на условиях, которые всенепременно сделают эту задачу и рискованной и малоприбыльной?

Пытаться навести порядок с закупками госкомпаний — дело святое, но с этим и в США дело обстоит не блестяще: полагаю, что опять, как в приснопамятном 94-ом законе, покупку бутилированной воды приравняют к покупке патентов или лицензий.

Вот с правами миноритариев и понятно, и честно. Сами миноритарии мало кого волнуют, а вот открытость информации — дело другое. Для этой цели лучших ищеек, чем миноритарий, не найти — см. г-н Навальный.

Пункт восьмой, насколько я понимаю, нацелен на минимизацию предмета деятельности правительственной комиссии по контролю над инвестициями со стороны всяческих кайманцев и "киприотов", что по существу похоже на налоговую амнистию. Может, это и хорошо.

Пункт девятый — мечтание об эффективности госуслуг, которое вряд ли удастся осуществить путем назначения ответственных вице-премьеров — вот Д.Н. Козак теперь ещё и за национальную политику в ответе, что вызывает к нему сочувствие.

Десятая позиция — относительно эмиссаров президента — народу понравится точно. Возможно, настолько понравится, что сторонники мгновенного перехода к прямым выборам оказались бы в дураках, свершись их упования: вменяемых искателей должности может не оказаться вовсе.


Опубликовано в "Русском журнале", 31.03.2011

См. также

§ Стратегия дает установки, генплан — правила игры



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее