Главной работой Вячеслава Глазычева в последние
годы стала стратегия и градостроительная политика Большой
Москвы. Он был одним из главных идеологов и участников этого
эксперимента. Незадолго до смерти Вячеслав Глазычев дал интервью
порталу «Петербург 3.0», в котором рассказал о промежуточных выводах,
сделанных разработчиками новой московской стратегии. Эти выводы
применимы к любому крупному российскому городу, но, в первую очередь,
к Петербургу, который также нуждается и в новой стратегии, и в
новом генплане. Мы не успели опубликовать размышления Вячеслава
Глазычева при его жизни. Разговор с коррепондентом портала станет
последним опубликованным петербургским интервью Вячеслава Глазычева.
— Что такое, на ваш взгляд, современный генеральный план,
и чем он должен отличаться от генпланов советского образца?
Глазычев В.Л.: То, что являлось генпланом в советское
время, и что мы по инерции так называем, сейчас никто, к сожалению,
не делает. Настоящий Генплан — это огромный массив материалов,
мало кому сегодня нужный, потому что он относится к стратегии
— генеральной цели и способам её достижения. Стратегия дает целевые
установки, генеральный план — правила игры. Кроме того, часто
говорят, что Генплан — это закон, но такие утверждения — скорее,
лирическая формула. На самом деле, законом являются только правила
землепользования и застройки. А они становятся следствием Генплана
— если он реализует стратегические принципы.
— Вы считаете, что сегодня городские стратегии никому не нужны?
Глазычев В.Л.: До сих пор настоящей стратегии в
российских городах не было, потому что действительно не было на
неё запроса. Мы сейчас пытаемся такую стратегию сделать для Москвы.
Понимание дается с большим трудом — в том числе, внутри экспертного
сообщества. Это очень непросто — гуманитарные подходы соединить
с технократическими, экономические с градостроительными, и так
далее. И непросто даются контакты с нашим заказчиком — государством.
Не потому, что кто-то там не хочет развития, а потому, что заказчик
живет в логике советской школы: мыслит госпланом, но при отсутствии
самого госплана. Его в основном волнует: что в конкретном месте
будем строить? Это не уровень ни стратегии, ни генплана.
— Какие идеи закладываются в новую стратегию Москвы?
Глазычев В.Л.: Они ещё не до конца определены.
Но я бы сказал, что будет очень большим результатом, если удастся,
с одной стороны, провести в Москве конверсию промышленных площадок,
c другой стороны — использовать силовой прием присоединения новых
территорий в качестве полигона для отработки ряда новых задач.
Ну, например, нужно научиться строить арендное жильё разного типа
и в целом осмысленно выбирать типы жилья, необходимые городу для
развития. Вот наш вызов: сумеем мы на новых землях найти новые
решения жилищных задач? Или мы просто отдадим эти земли на откуп
нашим мощным застройщикам, которые готовы до Луны построить панельные
дома? В общем, удастся ли провести серьёзный деловой разговор
о будущем Москвы, причем провести его в идеологии устойчивого
развития — это ещё не предрешено. Мы как раз работаем, достаточно
мучительно, чтобы такой разговор получился.
— Вы сказали о силовом решении — присоединении к Москве
новых земель. Оно было безальтернативным?
Глазычев В.Л.: Конечно, это не безальтернативный
принцип. Есть мировой опыт формирования договорных агломераций
— юридических контрактных отношений между муниципалитетами разного
масштаба. Так построены, например, канадские агломерации, где
городские муниципалитеты заключают договора с пригородными. Но
мы — не Канада, договариваться не очень-то умеем. Компромисс у
нас — ругательное слово. Поэтому, увы, договорная модель агломерации
— пока не наша история. Присоединение было вынужденным решением.
— Есть мнение, что развитие города вширь вредно.
Появление новых территорий может укрепить Москву на пути экстенсивного
развития. Кстати, и в Петербурге обсуждается такая альтернатива:
строить в полях или расчистить внутренний город?
Глазычев В.Л.: Понимаете, у Москвы плотность
выше, чем в Гонконге. Тысяча человек на квадратный километр —
такой плотности ни один мегаполис мира не выдержит. В Нью-Йорке
17000 квадратных километров, в Пекине 19000, В Большом Париже
12000. То есть все давно работают с большим масштабом территорий.
Только в других странах это не называют расширением города. Называют
иначе: экологически и технологически оправданным освоением единого
обитаемого пространства.
Чтобы Москву немного почистить и проветрить, нужны довольно серьёзные
действия. Например, для предотвращения транспортного коллапса
надо бы увеличить площадь под улицами втрое. Кроме того, строить
арендное жильё для молодых семей на дорогой московской земле
экономически невозможно. Безусловно, речь идёт только о частичном
использовании юридически присоединенных территорий на благо жителей
Москвы. Там есть леса, которые никто не собирается вырубать. Есть
муниципалитеты со своими интересами. Это, кстати, дает нам возможность
вернуться к разговору о муниципализации Москвы.
— Стоит ли на новых землях создавать зелёные рекреационные
зоны для москвичей?
Глазычев В.Л.: Отчасти да. Потому что за последние
пятнадцать лет от зеленого защитного пояса вокруг Москвы, которым
мы гордились, остались ошметки. Это типичный пример варварского
землеосвоения. Сейчас появился шанс немного навести порядок и
установить правила игры. Другое дело, что за исключением лесфонда,
вся земля частная. Вот в чем огромная проблема! Появились лэндлорды,
у которых свои представления о прекрасном. Появился девелоперский
бизнес, также купивший участки в Московской области. Москва будет
искать компромиссные решения, вести сложный переговорный процесс.
Никакого быстрого рисования градостроительных планов и быстрого
действия не получится. Но есть надежда на разумный разговор с
бизнесом он цивилизовался в последние годы.
— Уместна ли аналогия Большой Москвы с Петербургом
и Ленинградской областью? Нужно ли создавать Ленинградскую агломерацию
для решения тех же градостроительных задач?
Глазычев В.Л.: Мне сложно ответить. Никто в Петербурге
не заказывал исследования пригородных территорий, площади предполагаемой
агломерации и сложившихся на ней связей. Если и заказывали, то
на советский манер, без информации. Собственно, и в случае Большой
Москвы информации критически не хватает. Если в самой Москве худо-бедно
выстроен кадастр, обозначены участки, и что ни них примерно происходит,
то на территории Московской области этого нет. А между Москвой
и областью нет даже стыковки геоинформационных систем, в которые
закладывается информация. Поэтому требуется огромный объем новых
исследований!
Мы не знаем, сколько машин проходит в сутки по тому или иному
району. Мы толком не знаем, сколько людей в Москве. Перепись на
основе добровольно-заявительного принципа вещь довольно смешная.
Информацию обо мне сообщала переписчикам моя жена. Но в данном
случае, я думаю, сведения были близки к истине, в отличие от многих
других ситуаций. Например, число людей, которые признавали себя
приезжими, в десятки раз меньше действительного. Это я говорю
ответственно.
И так во всём. Мы не знаем действительного состояния лесного
фонда где он здоровый, а где всё поел короед. Мы плохо понимаем,
сколько у нас построено пятиметровых заборов, и на каком основании
они стали нормой. В большинстве американских штатов это категорически
запрещено. Потому что заборы разрушают единство территории, а
для охраны имущества существуют иные средства. В общем, начать
и кончить мы не знаем наших территорий. Есть несколько людей,
которые неплохо знают питерские пригороды. Несколько человек хорошо
знают пригороды Москвы. Но вряд ли этим можно ограничиться.
Тем не менее, незадолго до нашего с вами разговора закончился
семинар международного конкурса по концептуальному проектированию
Московской агломерации. Нам удалось добиться, чтобы это был международный
конкурс иноземцы участвуют и самостоятельно, и в составе российских
экспертных групп. Были отобраны 10 групп из 67, подавших заявки.
Не стоит задача выбрать победителя. Нам важно, чтобы были представлены
разные подходы. И всё лучшее, здравое будет учтено.
— Получается, что генплан уже разрабатывается, а стратегические
идеи для Москвы только в стадии обсуждения. Но ведь должно быть
наоборот.
Глазычев В.Л.: Конечно, генплан инструмент стратегии.
Один из инструментов. Способ отображения стратегических решений
в пространстве. Не менее и не более того. Роль генплана была сильно
преувеличена в советское время. Потому что, в рамках советской
ментальности, кто формирует город? Архитекторы, градостроители.
Возвращаясь к Вашему вопросу, генплан
Москвы утвержден — он разрабатывался ещё при Лужкове. После
завершения работы над стратегией, видимо, будут вноситься корректировки
в генплан.
— Каков ход мыслей стратегов?
Глазычев В.Л.: Намечены основные развилки. Например,
понятно, что выкинуть всю промышленность из Москвы неверная
идея. Это важный вывод, потому как существует модная идея, что
в современном городе промышленности быть не должно. У Москвы,
впрочем, есть задача избавиться от грязной промышленности. И не
только экологически грязной, а просто позавчерашней. Вот с такими
индустриями надо безжалостно прощаться. Также понятно, к сожалению,
что утверждение об огромном интеллектуальном потенциале столицы
сильно устарело. По крайней мере, этот тезис нужно подвергнуть
критическому анализу. Я сам представляю научную среду и вижу,
насколько снизилось её качество. Есть яркие люди и идеи? Да, безусловно.
Но в массе своей столичная наука — это огромная машина, воспроизводящая
диссертации и профессорские должности.
Есть развилка в вопросе миграции. Одна позиция — через 20 лет
Москве понадобится 600 тысяч мигрантов. Есть противоположная позиция,
которой я придерживаюсь: понадобится в 10 раз меньше. Потому что
спрос на мигрантов это искусственно сконструированная модель.
Она сконструирована местным начальством, которое поняло, что может
платить работникам вдвое меньше. Это вопрос политики, а не объективного
спроса на рабочую силу.
И ещё один важнейший обсуждаемый вопрос: каким должен быть институт
развития этого огромного мегаполиса? Пока задачи управлять развитием
возлагаются на те же структуры, которые принимают ежедневные рутинные
решения. А это просто совершенно разные типы деятельности. Если
сделать какое-то учреждение институтом развития, поставить коробку
и назначить в ней начальника это будет катастрофа. Значит, надо
выстроить систему отношений экспертных сообществ, связей с жителями
и так далее.
Вот в Москве прошли муниципальные выборы. Треть муниципальных
депутатов сменилась, со многими вновь избранными я встречался.
Это активные люди, и уже наметился конфликт с городскими управами,
представляющими исполнительную власть. Чиновникам трудно смириться
с тем, что приходится обращать внимание на муниципалов. Естественно,
предпринимаются все попытки, чтобы поставить палки в колеса. Но
грамотность людей возросла не так-то просто, я вам скажу, одолеть
новых депутатов.
— Вы много пишете о городских сообществах. О том, что
город без сообщества уже не город. Возможно ли возрождение городского
сообщества в Москве?
Глазычев В.Л.: Точно речь идёт о меньшинстве. Но
меньшинство от 12 миллионов это уже неохватное множество. Многое
будет решаться на муниципальном уровне. Особенно когда речь идёт о небывалой активности людей на местных выборах, которую мы наблюдали
в Москве в этом году. Местные выборы единственное место, где
реализуется человеческий потенциал горожан. Когда наблюдатели
«больших» выборов избираются на выборах «малых» тогда сходятся
интересы политических партий и просто нормальная человеческая
активность, желание людей жить в более чистом квартале и самим
решать, кто и как положит асфальт во дворе. Это и есть начало
гражданского общества.
— В Петербурге в этом году приняли Концепцию социально-экономического
развития до 2020 года, прообраз стратегии. Там обозначено в качестве
главной цели, что город должен стать центром современной промышленности
Северной Европы. Это правильная постановка задачи?
Глазычев В.Л.: Нет, это химера. Никаким индустриальным
центром Европы Петербург быть не может. Эта игра проиграна. Играть
на более высоком уровне создавать образцы, которые будут покупать
в других частях планеты это амбициозная цель. Но тогда не в
индустрию надо вкладываться в первую очередь. К сожалению, в части
образования и культуры Петербург, как и Москва, уже не так силен.
Хотя в учрежденческом смысле культура у вас и у нас сильна. Здания
театров существует, и попробуйте только на них посягнуть. Мы в
стратегии поставили одну из задач создать на порядок больше
площадок для культурной деятельности. Это разные вещи культурная
деятельность горожан и учреждения культуры.
— Все-таки на какие функции промышленную, образовательную,
культурную сделает ставку Москва в долгосрочной перспективе?
Глазычев В.Л.: Я не знаю. Стратегия пытается ответить
на этот вопрос. Давайте подождем. Что такое стратегия? Это живые
люди, которые между собой яростно спорят. Пока большинство моих
коллег склоняются в сторону образования и культуры в широком смысле
технологической культуры в том числе. И уж точно не культуры
в учрежденском смысле.
|