В крупнейших городах обозначилось движение в сторону феномена «Smart City»

Конкуренция за людей между городами обострилась

Исторически коммуникация составляет основу формирования и развития городов, тяготевших к перекресткам водных и наземных путей движения товаров и новостей. Рыночная площадь с весами и гостевые дома — подлинное ядро города, к чему уже с XIII века начинает добавляться университет и система подготовительных к нему школ. К сгустку торговли, специализированной по разным рыночным площадям, тяготели ремесленные цеха вместе со своими залами собраний, а уже с XVII века центральную позицию в крупнейших городах занимают биржи, завязанные на порт и, со временем, на вокзал. Жилая ткань лишь облекает, облепляет эти сгустки энергии.

С конца XVIII века, с наступлением века пара, функции города несколько искривляются за счёт перемещения промышленного производства в города, и на протяжении всего XX века город являл собой взаимное наложение трёх коммуникационных сетей: традиционной, сопряженной с дальней коммерцией и системой услуг второго и третьего порядков; индустриальной, отстроенной от каждого крупного завода, и обеспечивающей — через сочетание жилых районов с повседневными услугами. Третья, обеспечивающая, на Западе в значительной мере отслаивалась от города, пользуясь развитой системой транспортных коммуникаций, вследствие чего в конце прошлого столетия множество крупных городов утратили от 20 до 50 процентов своего населения.

В настоящее время наблюдается «ренессанс» части крупных городов за счёт скачкообразного роста постиндустриальных секторов занятости, в связи с чем резко обострилась конкуренция между городами за людей, являющихся носителями умений и знаний, необходимых для постиндустриальной экономики.

Наследие российских городов

Российские города всё ещё пребывают по преимуществу в унаследованной от ушедшей эпохи индустриальной фазе — при затухающей традиционной индустрии и при слаборазвитой фазе постиндустриального производства. Состояние транспортных коммуникаций всем известно: и отсутствие комфорта, и недопустимо большие затраты времени на перемещения отбрасывают российский крупный город в рейтинговые зоны за рамками первой тысячи.

Культурные коммуникации в реальном пространстве существенно ослабли в силу почти повсеместной старомодности функционирования так называемых учреждений культуры, не вызывающих интереса у новых поколений, тогда как носители традиций в большинстве не имеют достаточных свободных средств и (или) свободного времени. Две сети играют компенсаторную роль: развитая сеть элементарных услуг, сопряженных с едой, и виртуальные интернет-коммуникации, имеющие лишь косвенную привязку к контактам «в реале». Собственно городские информационные коммуникации находятся ещё в зародышевом состоянии, однако некоторое движение в сторону феномена, который сегодня именуется «smart city», в крупнейших городах страны уже обозначилось.

Когда города станут самостоятельными субъектами федерации?

Полагаю, что говорить об этом преждевременно. Города, в первую очередь столичные, естественно участвуют во внутрирегиональной коммуникации, будучи её центральными узлами. Межрегиональные коммуникации слабы, и пока при российских дистанциях не заработает плотная сеть воздушных сообщений «по горизонтали», всё завязывается на Москву и через Москву, т.е. в логике позапрошлого века. Конкуренция в глобальном масштабе между Мировыми городами остра, и найти свою нишу с каждым годом всё труднее — такая задача поставлена перед Москвой, но решить её чрезвычайно сложно. Войти в клуб Мировых городов с таким застарелым отставанием по качеству городской среды невозможно, тогда как преодолеть накопившийся разрыв раньше чем через 15-20 лет нельзя. Дело не только в деньгах, хотя они нужны и очень. Дело ещё в том, что мы до сих пор ментально находимся в зоне прошлого, индустриального столетия.

Наилучший потенциал развития

Здесь очень важно сочетать отвагу и реализм. На мой взгляд, наилучшим потенциалом для ускоренного развития обладают не наши миллионники сами по себе, а те из них, что окажутся в состоянии функционально объединить вокруг себя некоторые из городов второго размерного ряда и отстроить коммуникационные сети межрегионального, общестранового характера.

Проекты Марата Гельмана по развитию городской инфраструктуры Перми

Пермь — тяжелый город. Как большинство городов, на которых обрушилась волна эвакуации промышленности в годы войны, он наскоро и неудачно слеплен, лишён привлекательного городского центра, тяжело переживает утрату символического миллиона жителей. Консервативный и отчасти закомплексованный. На мой взгляд, самое ценное, что, при поддержке губернатора, привнесено в Пермь Гельманом — это сам факт, что в этом, казалось бы, неизбывно индустриальном городе начали пылко спорить о направлении развития культуры, о самоопределении.


Интервью на XVI форуме «Единая Россия»,
07.09.2011
Беседовал Александр Павлов.

См. также

§ Малые города — спасти нельзя бросить

§ Закон собственной двери и другие универсальные правила жизни современного полиса



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее