Конкуренция за людей между городами обострилась
Исторически коммуникация составляет основу формирования и развития
городов, тяготевших к перекресткам водных и наземных путей движения
товаров и новостей. Рыночная площадь с весами и гостевые дома
подлинное ядро города, к чему уже с XIII века начинает добавляться
университет и система подготовительных к нему школ. К сгустку
торговли, специализированной по разным рыночным площадям, тяготели
ремесленные цеха вместе со своими залами собраний, а уже с XVII
века центральную позицию в крупнейших городах занимают биржи,
завязанные на порт и, со временем, на вокзал. Жилая ткань
лишь облекает, облепляет эти сгустки энергии.
С конца XVIII века, с наступлением века пара, функции города
несколько искривляются за счёт перемещения промышленного производства
в города, и на протяжении всего XX века город являл собой взаимное
наложение трёх коммуникационных сетей: традиционной, сопряженной
с дальней коммерцией и системой услуг второго и третьего порядков;
индустриальной, отстроенной от каждого крупного завода,
и обеспечивающей через сочетание жилых районов с повседневными
услугами. Третья, обеспечивающая, на Западе в значительной
мере отслаивалась от города, пользуясь развитой системой транспортных
коммуникаций, вследствие чего в конце прошлого столетия множество
крупных городов утратили от 20 до 50 процентов своего населения.
В настоящее время наблюдается «ренессанс» части крупных городов
за счёт скачкообразного роста постиндустриальных секторов
занятости, в связи с чем резко обострилась конкуренция между городами
за людей, являющихся носителями умений и знаний, необходимых для
постиндустриальной экономики.
Наследие российских городов
Российские города всё ещё пребывают по преимуществу в унаследованной
от ушедшей эпохи индустриальной фазе при затухающей традиционной
индустрии и при слаборазвитой фазе постиндустриального производства.
Состояние транспортных коммуникаций всем известно: и отсутствие
комфорта, и недопустимо большие затраты времени на перемещения
отбрасывают российский крупный город в рейтинговые зоны за рамками
первой тысячи.
Культурные коммуникации в реальном пространстве существенно ослабли
в силу почти повсеместной старомодности функционирования так называемых
учреждений культуры, не вызывающих интереса у новых поколений,
тогда как носители традиций в большинстве не имеют достаточных
свободных средств и (или) свободного времени. Две сети играют
компенсаторную роль: развитая сеть элементарных услуг, сопряженных
с едой, и виртуальные интернет-коммуникации, имеющие лишь косвенную
привязку к контактам «в реале». Собственно городские информационные
коммуникации находятся ещё в зародышевом состоянии, однако
некоторое движение в сторону феномена, который сегодня именуется
«smart city», в крупнейших городах страны уже обозначилось.
Когда города станут самостоятельными субъектами федерации?
Полагаю, что говорить об этом преждевременно. Города, в первую
очередь столичные, естественно участвуют во внутрирегиональной
коммуникации, будучи её центральными узлами. Межрегиональные коммуникации
слабы, и пока при российских дистанциях не заработает плотная
сеть воздушных сообщений «по горизонтали», всё завязывается на
Москву и через Москву, т.е. в логике позапрошлого века. Конкуренция
в глобальном масштабе между Мировыми городами остра, и найти свою
нишу с каждым годом всё труднее такая задача поставлена перед
Москвой, но решить её чрезвычайно сложно. Войти в клуб Мировых
городов с таким застарелым отставанием по качеству городской среды
невозможно, тогда как преодолеть накопившийся разрыв раньше чем
через 15-20 лет нельзя. Дело не только в деньгах, хотя они нужны
и очень. Дело ещё в том, что мы до сих пор ментально находимся
в зоне прошлого, индустриального столетия.
Наилучший потенциал развития
Здесь очень важно сочетать отвагу и реализм. На мой взгляд, наилучшим
потенциалом для ускоренного развития обладают не наши миллионники
сами по себе, а те из них, что окажутся в состоянии функционально
объединить вокруг себя некоторые из городов второго размерного
ряда и отстроить коммуникационные сети межрегионального, общестранового
характера.
Проекты Марата Гельмана по развитию городской инфраструктуры
Перми
Пермь тяжелый город. Как большинство городов, на которых обрушилась
волна эвакуации промышленности в годы войны, он наскоро и неудачно
слеплен, лишён привлекательного городского центра, тяжело переживает
утрату символического миллиона жителей. Консервативный и отчасти
закомплексованный. На мой взгляд, самое ценное, что, при поддержке
губернатора, привнесено в Пермь Гельманом это сам факт, что
в этом, казалось бы, неизбывно индустриальном городе начали пылко
спорить о направлении развития культуры, о самоопределении.
|