Глазычев В.Л.: Уважаемые коллеги, я ещё раз возвращаюсь
к тому, что с самого начала мы стремились и продолжаем стремиться
обратить внимание на проблемы. Доклад инструмент донесения проблем,
и не более того. Мне кажется, что это обсуждение было чрезвычайно
полезным, потому что и понимание, и не понимание, с точки зрения
авторов, очень важны, и важны места, в которых происходит сбой,
вызванный в одном случае дефицитом в тексте, наверное, в другом
случае дефицитом, порождаемым установкой.
Я очень надеюсь, что это начало диалога, а вовсе не формальное,
номинальное предприятие. Я хочу обратить внимание на 2-3 фрагмента,
которые проходили в рамках сегодняшнего обсуждения. Алексей Станиславович
волевой неволей продолжал определённую традицию трактовки государства,
в котором государство имеет непосредственно отношение к человеку.
Это одна из концепций. Другая концепция исключает вмешательство
государства в дела человека, и делами человека занимается система
местного самоуправления. Государство занимается строительством
инфраструктур и правовой рамки, правовой сетки, в которой идёт взаимодействие между лицами и самоуправлением. Я сейчас не высказываюсь
ни за одну, ни за другую концепцию важно, что рядоположно существует
не одна концепция, а несколько концепций. Иначе как в академической
дискуссии, или публичной неакадемической отшлифовать подвижность
этих концепция, их сталкивание в разных ситуациях?
Государство это предмет нашего интереса, и здесь я возвращаюсь
к тому, что сказал Олег Игоревич о том, что приугас интерес. Нужно
вернуться к этому предмету государства как конструкции, создаваемой
людьми уже не спонтанно, а более или менее опираясь на опыт не
малого числа предшественников, столкнувшись с ситуацией «несовершеннолетнего
государства» и одновременно тысячелетней истории. Наше сознание
раздвоено и растроено совершенно безумным образом делать вид,
что безумия нет, это значит в нем оставаться. Мыслить себя сразу
в трёх разных временных шкалах: российского государства от крещения,
СССР, который в нас сидит, и России, которую каждый из нас так
или иначе пытается отстроить с врачебной точки зрения эта ситуация
драматическая. Как люди, имеющие отношение к знанию, мы должны
её от себя отстранить и постараться с ней работать.
Когда мы говорим о моделях, посмотрите, знаменитое суждение:
«построение бюджета снизу вверх». Хорошо звучит, действительно
метафора. Детский вопрос: где низ? С точки зрения правительства,
низом являются субъекты федерации, и они представлены на мысленной
карте Правительства как деятельного агента как точки 89 точек.
И храни их Господь помыслить о спуске дальше на сколько тогда
нужно будет помножить? Грубо говоря, инструментально в докомпьютерную
эру предполагалось, что после умножения на три тысячи обработать
данные будет совершенно невозможно, поэтому наследие бухгалтеров
с нарукавниками, которых многие из присутствующих очень хорошо
помнят, в какой-то степени оказывается мыслительным препятствием
к переходу к другой сетевой конструкции, пониманию того, что информационный
съем может быть в совершенно других рисунках.
Тогда произносится фраза: «А субъекты передают
местному самоуправлению...». А почему непременно субъекты
передают местному самоуправлению? А почему не непосредственно
органы федеральной власти местному самоуправлению (полномочия
и т.д.)? Я не утверждаю, а лишь задаю вопросы и сам пытаюсь на
них ответить, и призываю, как и мои коллеги, мыслить над постановкой
этих вопросов. Потому что кроме нас с вами, кроме сообщества людей,
связанных некоторым экспертным знанием, умением, дефицитом знаний
и умений в других вещах и всё-таки базирующихся на академической
науке, думать об этом никто не будет. Нам необходимо ставить эти
вопросы, потому что кроме нас никто их ставить не станет.
Комиссия Козака гигантский труд, войти извне в этот процесс
невозможно. Либо с утра до вечера нужно сидеть на составе конкретной
комиссии, либо вы ничего не поймёте, и вас никто слушать не будет,
потому что вопросы по существу там не обсуждается, а берется вся
совокупность законов и сверяется: в какие акты нужно внести изменения
для того, чтобы провести некоторую идеологию.
Настоящая политическая, а не политиканская, борьба вокруг результатов
работы комиссии будет после того, как Дума примет целый ряд поправок,
возможно пакетом. Тогда всем придётся расхлебывать результаты
часто недоработанных и недомысленных вещей. Внести эту работу
можем только мы с вами в экспериментальном режиме.
Интересный семинар дал некоторые вопросы типа: «Где потерянный
субъект под названием «сельсовет»?» Как выстраиваются отношение
в горизонте, который сегодня в существующей модели, о чем говорил
Олег Игоревич, вообще не различим? Получается, что с одного уровня
не различим, с другого уровня не различим, с какого различим?
Только с той рамки, в которой мы сегодня пытаемся строить исследование.
Окружная рамка здесь замечательна своей невключённостью в шестеренки,
и позволяет смотреть, соотносить и сопоставлять.
И последнее, потому что время исчерпалось. Прежде чем всех здесь
поблагодарить, я бы хотел сказать одну принципиальную вещь если
у вас будут силы и время, пожалуйста, отнеситесь к Докладу не
в жанре обсуждения, а ещё раз по содержанию, и особенно к тому
вопросу, который сегодня вообще не высвечивался расширенной
трактовке федерализма, к богатству форм федерализма. В конце концов,
всегда есть обратная связь не только в этой аудитории, не только
в этот миг. Всем нам как корпорации специалистов это очень важно.
Пожалуйста, не считайте, что обсуждение закончилось, оно на самом
деле начинается.
Огромное спасибо организаторам и всем выступавшим. Все записано
будем штудировать, понимать, где происходят сбои смысла и работать
дальше. Большое спасибо!
|