Развитие ближневосточной ситуации
может привести к реанимации СНГ

Интересы России в постсоветском пространстве в зависимости от того или иного направления слишком дифференцированы, чтобы рисковать обобщением. В балтийской зоне — вопреки всем трудностям сберечь Калининградский эксклав, как опорный плацдарм для расширения давления на страны Балтии в сфере защиты прав русскоязычного населения и, главное, обеспечения и поддержания, и развития зоны русского языка, как медиаторного средства для интеллигенции прибалтийских стран, не имеющих достаточного для себя рынка культуры. В отношении Белоруссии единственная, хотя и неспешная задача — ассимиляция в состав России. В отношении Украины — борьба за статус русского языка и укрепление зоны влияния в Слободской Украине и всем левобережье Днепра (развитие экспансии российского капитала) при максимальном сдерживании раскола Украины. Казахстан — укрепление границы одновременно с разработкой и поддержкой межрегиональных проектов в широкой приграничной полосе, активизация вхождения российского капитала во все области Северного Казахстана при обеспечении гарантий казахстанской власти. При этом гораздо более жёсткая защита прав русскоязычного населения и, главное, восстановление телевещания на Казахстан. Сохранение и развитие российского присутствия в Армении любой ценой. По возможности удержание Грузии от распада при продолжении мягкой "россификации" Абхазии и Южной Осетии и максимальном поощрении культурных "десантов". Бремя Таджикистана придётся нести дальше, равно как любыми средствами удерживать позиции в Киргизии. С Азербайджаном, Туркменией и Узбекистаном придётся выжидать. Разумеется, вывеску СНГ резонно сохранять как можно дольше, но главный акцент явно ложится на двусторонние соглашения, тонкую разнохарактерность которых разумно постепенно усиливать, используя топливные рычаги в первую очередь.

Развитие других межгосударственных организаций на постсоветском пространстве несомненно приведет к ослаблению роли СНГ, хотя активное присутствие во всех организациях необходимо. Под активным присутствием имеется в виду переход к залогу выдвижения макрорегиональных проектных схем экономико-эколого-культурного характера, для чего в первую очередь необходимо создание Федеральных центров [как ветвей федерального правительства по ключевым направлениям: Петербург ("Севера"), Калининград, Ростов, Оренбург, Владивосток].

Как представляется, Россия и её соседи нисколько не учитывают факт существования СНГ и учитывать не будут. Хотя развитие ближневосточной ситуации может привести к реанимации СНГ, которое разумно сохранять уже только поэтому.


Опубликовано на Кремль.Org, 5 октября 2002

См. также

§ Разработка новой доктрины России по отношению к СНГ

§ Комиссия по пространственному развитию ПФО 

§ Исследования малых городов ПФО 2000 и 2001 года

Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее